Мазут. Основные свойства, марки и приме­нение

Дизельное топливо

Бензин. Основные характеристики и марки

Нефть и основы ее переработки

ЖИДКОЕ ТОПЛИВО И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Жидкое топливо получают, главным образом в ре­зультате переработки н е ф т и — единственного жидкого горючего ископаемого.

Классификация и назначение товарных нефтепродуктов

Важнейшими . продуктами, нефтепереработки явля­ются топливо и нефтяные масла. Нефтяное топливо по назначению подразделяется на две основные группы: моторное или светлое, применяемое для сжигания в дви­гателях, и котельно-печное (котельное, газотурбинное и бытовое), используемое для топок паровых котлов, промышленных и бытовых печных установок.

Моторное топливо в зависимости от вида двигателя в свою очередь делится на карбюраторное и дизельное, используемое в двигателях внутреннего сгорания, и топливо для воздушно-реактивных двигателей и др.

Смазочные материалы не относятся к топливу и рассматриваются как товарные нефте­продукты. Они предназначены для уменьшения трения и износа трущихся частей машин и механизмов, сниже­ния затрат энергии на преодоление сил трения, отвода тепла от нагревающихся частей машин, защиты машин от коррозии и т. д. Наряду с температурой, давлением, скоростью и другими эксплуатационными показателями они в значительной степени определяют надежность и долговечность работы техники. Нефтеперерабатывающей промышленностью нашей страны вырабатывается боль­шой ассортимент смазочных масел с улучшенными эксплуатационными свойствами.

Одной из наиболее важных характеристик бензина как топлива является его детонационная стойкость: чем выше детонационная стойкость бензина, тем эффективнее работа двигателя.

Один из основных показателей качества дизельного топлива — воспламеняемость, которая характеризует способность топлива воспламеняться без источника за­жигания и оценивается цетановым числом.

Мазут широко применяется в качестве котельного топлива и является ценным сырьем для химической промышленности.

Как высокомолекулярная фракция нефти мазут представляет собой темную и густую жид­кость.

Основным показателем качества мазута при его маркировке является вязкость, определяющая условия заполнения и слива баков, цистерн, танкеров и других емкостей, транспортирования мазута по трубопроводам, подачи его в топочное пространство печей и т. д. Вяз­кость мазута оценивается в единицах условной вязкости (°ВУ) и определяется отношением времени непрерыв­ного истечения 200 мл мазута при заданной темпера­туре к времени истечения такого же объема дистилли­рованной воды при температуре 20°С. Испытания про­водятся в вискозиметре ВУ со стандартным временем (51 ±1 с) истечения дистиллированной воды через ка­пилляр. Вязкость мазута зависит от температуры, плот­ности и смолистости. При низких температурах вязкость мазута значительно возрастает, поэтому слив его из емкостей и перекачка по трубопроводам могут прово­диться только после предварительного подогрева топ­лива.

Температура застывания мазута зависит от химиче­ского состава сырья и способов получения нефтепродук­та. Прямогонные мазуты из парафиновой нефти имеют температуру застывания более 25°С, а крекинг-мазуты — от 25 до 34°С.

При расчетах объемов емкостей для хранения и транспортирования топлива, определении условий отста­ивания воды и осаждения механических примесей из мазута пользуются показателем плотности мазута. Чем меньше плотность мазута, тем легче и быстрее отде­ляются от него вода и механические примеси. Плотность мазута колеблется в пределах 0,94—1,02 г/см3 и повы­шается с увеличением вязкости.

Температура, вспышки характеризует пожарную безопасность топлива и условия обращения с ним в процессе транспортирования, хранения и использования. Максимальная температура разогрева топлива должна быть не менее чем на 10°С ниже температуры вспышки. Температура вспышки товарных мазутов, определяемая известными методами в закрытых и открытых тиглях, 80—90°С.

Зольность мазута зависит от качества подготовки и переработки сырья и определяется содержанием солей, неорганических примесей, используемых присадок, а также продуктов коррозии нефтяной аппаратуры. В настоящее время в результате совершенствования процессов подготовки и переработки нефти в промыш­ленности содержание золы в товарных мазутах значи­тельно сократилось.

Содержание серы в котельном топливе зависит от химического состава исходной нефти и составляет: для высокосернистых мазутов — до 3,5%, для сернистых — до 2,0% и для малосернистых — до 0,6%. Сжигание сернистой нефти приводит к образованию кислотных оксидов, вызывающих повышенную коррозию деталей котлов и аппаратов, и загрязняет окружающую среду. Особую коррозионную активность имеют сероводород и элементарная сера. Поэтому малосернистые мазуты применяются в первую очередь в технологических нагре­вательных установках: мартеновские печи, нагреватели литейных, прокатных и других предприятий металлур­гической промышленности.

Загрузка…

Вода и механические примеси попадают в мазут из нефти в процессе производства и товаротранспортных операций и являются балластом при транспортировании. При сжигании обводненных мазутов снижается коэффи­циент полезного действия котлов и создаются условия для коррозии аппаратуры, а неорганическая часть ме­ханических примесей в процессе сжигания не сгорает и повышает зольность мазута. Содержание воды и ме­ханических примесей в мазуте должно быть минималь­ным. Для снижения влияния вредных примесей и улуч­шения противопригарных и антикоррозионных свойств к мазутам добавляют присадки.

Нефтеперерабатывающей промышленностью страны вырабатывается несколько марок мазутов, используемых в качестве топлива: флотские Ф-5 и Ф-12, топочные 40 и 100. Цифры входящие в марки (5, 12, 40 и 100), указывают на максимальную вязкость пои температуре 50°С в единицах условной вязкости.

Классификация и основные характеристи­ки смазочных материалов

Смазочные материалы подразделяются на две основные группы: жидкие( масла) и мазеобразные продукты (пластические смазки). Основная часть сма­зочных материалов минерального происхождения, полу­чается в результате переработки нефти

Органические масла (растительные и животные), хотя и обладают хорошими смазывающими свойствами, неустойчивы к действию повышенной температуры, поэтому применя­ются главным образом в качестве добавок к минераль­ным маслам. Недостаток смазочных материалов (мине­ральных и органических) — их застывание при охлаждении до температуры ниже —20°С, испарение и окисление при нагревании до температуры выше 150— 200°С. Синтетические смазочные материалы, вырабаты­ваемые на основе спиртов, эфиров и кремнийоргани- ческих соединений, обладают высокими эксплуатацион­ными свойствами (в том числе и термостойкостью), од­нако имеют пока ограниченное применение, так как обходятся дороже нефтяных масел. Пластические (констистентные) смазки являются сложными продукта­ми и состоят из минерального масла (основы), загусти­теля (мыла, твердые углеводороды) и наполнителя (графит и др.). Такие смазки получили широкое рас­пространение и устойчивы при работе в вакууме при низкой и высокой температуре и т. д.

Смазочные масла подразделяются на моторные, предназначенные для использования в карбюраторных, дизельных и авиационных двигателях внутреннего сго­рания; индустриальные, применяемые для смазки про­мышленного оборудования, приборов, гидравлических передач, металлорежущих станков, сепараторов, конт­рольно-измерительной аппаратуры и других машин и механизмов; трансмиссионные — для смазки агрегатов всех видов трансмиссий; турбинные; компрессорные и др.

Пластические смазки делятся на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и канатные. Для улучшения эксплуатационных свойств в смазочные масла вводят присадки — сложные органические или металлоорганические соединения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *