Гигиена физической культуры и спорта

Физическая культура в образе жизни студентов

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ЛЕКЦИЯ 3

Адаптация организма к физическим нагрузкам

С биологической точки зрения физическая подготовка представляет собой процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме.

Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок, а глубина происходящих при этом в организме сдвигов зависит от основных характеристик физической нагрузки:

• интенсивности и продолжительности выполняемых упражнений;

• количества повторений упражнений;

• вида физических упражнений;

• продолжительности и интервалов отдыха между повторением упражнений.

Определенное сочетание перечисленных параметров физических нагрузок приводит к необходимым изменениям в организме, к перестройке обмена веществ, в конечном итоге к росту тренированности.

Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазный характер. Выделяют два этапа адаптации: срочный и долговременный. Срочный этап адаптации сводится преимущественно к изменению энергетического обмена и представляет собой непосредственный ответ организма на однократные воздействия физических нагрузок. При многократном повторении физических воздействий и суммировании многих нагрузок постепенно развивается долгосрочная адаптация. В процессе долговременной адаптации к физическим нагрузкам активируется синтез нуклеиновых кислот и специфических белков, происходит увеличение возможностей опорно-двигательного аппарата.

Небольшие по объему физические нагрузки не стимулируют развитие тренируемой функции и считаются неэффективными. Для достижения более высокого тренировочного эффекта необходимо выполнить объем работы, превышающий величину неэффективных нагрузок. Дальнейшее наращивание объемов физической работы сопровождается, до определенного предела, пропорциональным увеличением тренируемой функции. Если же нагрузка превышает предельно допустимый уровень, то развивается состояние перетренированности, происходит срыв адаптации.

Каким специалистом станет сегодняшний студент, зависит не только от того, как он учится, но и от всей целостности его бытия, уровня гражданской сформированности личности.

Образ жизни – это социальное лицо студента. Любые самые современные знания останутся мертвым грузом, если они не реализуются в образе жизни человека – интегральной характеристике личности.

Студент должен знать возможности своего возраста, свои силы и способности, чтобы оптимально организовать свою жизнь, труд, учебу, отдых. Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характера. Им не хватает социальной зрелости.

Наиболее важными чертами студенческого возраста являются: самопознание, самоутверждение, самостоятельность, самоопределение, максимализм, коллективизм, самовоспитание.

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период – «пик» развития физиологических потенциалов.

К 17-18 годам завершается процесс совершенствования двигательной функции, завершается процесс формирования топографии различных мышечных групп. К 18-20 годам завершается формирование вегетативных функций. К этому времени выносливость – важнейшее двигательное качество, составляет 85% от величины этого показателя у взрослых людей. В возрасте 20-25 лет ее развитие достигает наивысшего уровня.

Таким образом, студенческий возраст – заключительный этап поступательного возрастного развития психологических и двигательных возможностей организма. Вот почему физическая культура и спорт становятся для студента важнейшим средством укрепления здоровья.

Физическое воспитание (культура) и спорт выступают как необходимая часть жизни студентов, ибо они являются областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивают методы и средства решения задачи гармонического становления личности. Физическая подготовленность выступает не только как личностная, но и как социальная ценность. Физическое совершенство является необходимым условием построения и развития общественных отношений. Здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействует формированию здоровья будущего специалиста. Под здоровым образом жизни понимают формы и способы повседневной жизнедеятельности.

Физическое воспитание призвано решать, прежде всего, оздоровительные задачи, такие как сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и работоспособности. У студентов должно воспитываться осознанное понимание необходимости бережно относиться к своему здоровью.

Загрузка…

Существенным компонентом здорового образа жизни студентов является организация двигательной активности. Самый верный и эффективный путь к высокой трудоспособности, творческой активности, физическому совершенствованию и долголетию – высокая физическая активность в режиме каждого дня.

Оздоровительный бег наиболее простой и доступный вид циклических упражнений, а потому и самый массовый. По самым скромным подсчетам, бег, в качестве оздоровительного средства используют более 100 млн. человек среднего и пожилого возраста. Бег является лучшим природным транквилизатором – более действенным, чем лекарственные препараты.

Бег влияет на ЦНС, он снимает нервное напряжение, изменяет психический статус, улучшая сон и самочувствие, повышает работоспособность. Бег оказывает влияние на систему кровообращения, увеличивая кислородную емкость крови, повышает защитные свойства организма за счет увеличения в крови эритроцитов, гемоглобина и лимфоцитов, повышает функциональные возможности ССС. Под влиянием тренировок на выносливость снижается вязкость крови, уменьшается опасность тромбообразования, активизируется жировой обмен, углеводородный обмен, улучшается функция печени и желудочно-кишечного тракта.

Циклические упражнения увеличивают приток лимфы к составным хрящам и межпозвонковым дискам, повышая эластичность связок и снижая возможность развития артрозов.

Занятия атлетической гимнастикой с применением различных тренажеров также являются прекрасной формой физической активности. С помощью таких занятий можно тренировать определенные группы мышц и добиться гармонического развития фигуры, а главное – силовые упражнения дают за минимальное время максимум мышечного напряжения, быстрее других снимают умственную усталость и нервно-психическое напряжение.

Большой интерес и распространение нашли среди студентов традиционные виды спорта, особенно игровые, такие как: баскетбол, волейбол, футбол и нетрадиционные виды спорта.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе и при умственном труде. Утомление, которое каждый испытывает после трудового дня можно снять несколькими далеко не равноценными способами: пассивным длительным отдыхом, употреблением специальных медикаментозных средств и наиболее эффективным и безопасным – физическими упражнениями.

Итак, здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности, продление творческого долголетия. Он содержит в себе следующие основные элементы: гигиену, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек.

Укрепить и сохранить здоровье, повысить работоспособность, достичь высоких спортивных результатов студентам поможет выполнение правил личной и общественной гигиены, режим дня, закаливание организма, рациональное питание.

Гигиена – это область медицины, главная задача которой – изучение влияния внешней среды и отдельных ее факторов (физических, химических, биологических, социальных и др.) на здоровье человека. Гигиена является основой профилактики, которая осуществляется путем использования широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.

Термин «гигиена» происходит от греческого слова «hygienos», что означает «содействующий здоровью», «приносящий здоровье». Наряду с термином «гигиена» часто употребляют термин «санитария». Термины эти неоднозначны. Гигиена – это наука, а санитария – это практическое осуществление требований этой науки.

Основные задачи гигиены:

· изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей;

· устранение вредно действующих на здоровье факторов в целях улучшения состояния здоровья, физического развития и повышения работоспособности.

Внешняя среда представляет собой сложный комплекс различных факторов, действие которых обусловлено действием природных и, главным образом, социальных условий. Равновесие между состоянием организма и внешней средой – необходимое условие существования человека и сохранения его здоровья. При нарушении этого условия могут возникнуть различные заболевания.

Одной из профильных гигиенических дисциплин, изучающих воздействие на организм занимающихся физическими упражнениями и спортом внешней среды, является гигиена физической культуры и спорта.

Роль гигиены в системе физического воспитания не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в каком-либо виде спорта, подвижных играх, а должна включать как общественную, так и личную гигиену труда и быта.

Основные задачи гигиены физической культуры и спорта:

· изучать влияние разных факторов и условий на состояние здоровья и работоспособность спортсменов;

· научно обосновать и разработать гигиенические нормы, правила и мероприятия по созданию оптимальных условий для существования учебно-тренировочного процесса;

· научно обосновать и разработать нормативы, правила, мероприятия по использованию гигиенических факторов и естественных сил природы для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных результатов.

При решении перечисленных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию и др. науки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *