Правовое регулирование государственного кадастрового учёта земельных участков.

Приобретение прав на земельные участки, совершение сделок с ними и государственная регистрация возможны только после государственного кадастрового учета земельных участков.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (далее по тексту — ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту — Закон о ГКН).

По Закону о ГКН технический учет зданий, строений, сооружений и государственный кадастровый учет земельных участков объединены в единый государственный кадастровый учет недвижимого имущества. Ведется кадастровый учет не только земельных участков, зданий, сооружений, но и помещений, объектов незавершенного строительства подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом (далее также — объекты недвижимости).

Государственный кадастровый учет недвижимости (далее по тексту — кадастровый учет) по Закону о ГКН обеспечивает подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также обеспечивает внесение сведений о таком имуществе в государственный кадастр недвижимости.

В ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее по тексту — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений) .

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту — Росреестр) Федеральная регистрационная служба с 30 декабря 2008 г. переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Упразднено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости , а также Федеральное агентство геодезии и картографии. Функции этих двух агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Настоящим Указом предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии — объединение процедур по принципу «одного окна».

Кроме того, по Закону о ГКН орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений:

— устанавливает формы кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки, требования к составу сведений таких документов, а также способы и формы их предоставления, в том числе в электронной форме;

— устанавливает форму заявления для кадастрового учета;

— определяет место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов;

— устанавливает особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, а также типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев.

Закон о ГКН дает определение государственного кадастра недвижимости как систематизированного свода сведений об учтенных в соответствии с настоящим Законом земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости, а также о прохождении Государственной границы РФ и иных границ и предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений , т.е. это упорядоченный по определенному принципу перечень сведений (федеральный государственный информационный ресурс), необходимых для ведения учета и идентификации недвижимого имущества.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается органом кадастрового учета. Для этого орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета. Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета установлен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам».

Загрузка…

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается органом кадастрового учета. Для этого орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета. Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета установлен Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам».

В соответствии со статьей 7 Закона о ГКН в государственный кадастр недвижимости вносятся 6 уникальных характеристик объекта недвижимости, например:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости являются земельный участок, здание или помещение и др.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, многие из которых внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» .

Перечень таковых сведений состоит из 24 наименований, например:

— кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

— кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;

— сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;

— сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

— категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

— разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок, и др.

В статье 13 Закона о ГКН перечисляются разделы государственного кадастра недвижимости:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 20 февраля 2008 г. N 35, устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел

Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления установлена Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества»

Кадастровый учет осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

В пункте 4 ст. 16 Закона о ГКН регламентировано, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Данная норма завершает основной принцип ведения кадастра объектов недвижимости, согласно которому истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению (п. 6 ст. 4 Закона о ГКН).

Кадастровый учет завершается днем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости:

— о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);

— о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);

— о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Кадастровый учет должен осуществляться только по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, за исключением объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов. В последнем случае кадастровый учет определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта РФ, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающих к этой территории.

Учет изменения объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются без уплаты государственной пошлины (статья 19 Закона о ГКН).

Отдельная статья 20 Закона о ГКН перечисляет круг лиц, которые имеют право на обращение с заявлениями о кадастровом учете. Таковыми, как правило, являются собственники объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Например, от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) действует представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

Кроме собственников самих объектов недвижимости в зависимости от вида кадастрового учета заявителями также могут быть:

— любые иные лица — при постановке на учет объектов недвижимости;

— лица, обладающие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, — при учете изменений объектов недвижимости и при учете адреса его правообладателя.

Статья 21 Закона о ГКН также определяет, что заявители могут обращаться в орган кадастрового учета для его проведения лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

В статье 21 Закона о ГКН определен порядок подачи заявления , определена его форма, установлены требования к его оформлению.

С заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, например, следующие документы:

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины (при постановке на учет объекта недвижимости);

— межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

— копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Четкий, закрытый перечень необходимых документов, которые должны предоставляться для осуществления кадастрового учета земельных участков, регламентирован положением, согласно которому орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя предоставления документов, не установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 ст. 21 Закона о ГКН).

Верность копии документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке . При этом представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю или его представителю при выдаче расписки.

Допускается направление по почте указанных документов по истечении 30 рабочих дней, если заявители или их представители в установленный срок не явились за получением кадастровых паспортов и кадастровых выписок либо в заявлении о кадастровом учете содержалась просьба направить указанные документы по почте.

Орган кадастрового учета может принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если, например:

— одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

— не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Закон о ГКН устанавливает обязательные требования к содержанию решения о приостановлении. Такое решение должно содержать рекомендации по устранению данных причин, указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

В пункте 36 Порядка и в Законе о ГКН предусмотрены сроки принятия решения о приостановлении. Оно принимается в срок не более чем 20 рабочих дней со дня регистрации заявления или документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.

Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе). Решение о приостановлении выдается соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку. Возможно направление такого решения посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного срока. В соответствии с Порядком орган кадастрового учета вправе по собственному усмотрению выбрать способ уведомления заявителя.

Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном Законом о ГКН порядке.

Максимальный срок приостановления, установленный Законом о ГКН, составляет 3 месяца. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 27 Закона о ГКН, Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ, другие нормативные правовые акты регулируют возможность принятия органом кадастрового учета отказа в осуществлении кадастрового учета, если например:

— заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о ГКН;

— объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок);

— с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

— истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

Наряду с общими для всех объектов недвижимости в отдельном пункте 3 ст. 27 Закона о ГКН предусмотрены основания для принятия решения об отказе в постановке на учет земельного участка, если:

— размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

— размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

— доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

— доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;

— одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

— такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета возможно в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

В связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета также принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если:

— в результате кадастрового учета площадь земельного участка будет больше площади, указанной в государственном кадастре недвижимости в отношении этого земельного участка, на более чем предельный минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством, или на более чем 10%, если размер не установлен;

— при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о ГКН порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного Законом о ГКН срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

При принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета из-за несоответствия по форме либо содержанию представленных документов одновременно с таким решением должен быть возвращен документ, представленный с соответствующим заявлением и подтверждающий уплату государственной пошлины за кадастровый учет, для возможности повторного обращения с заявлением о кадастровом учете соответствующего объекта недвижимости. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Порядком ведения государственного кадастра недвижимости предусмотрен не только отказ в осуществлении кадастрового учета, но и отказ во внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости регулируется Законом о ГКН и другими нормативными правовыми актами, принятыми в 2008 году.

Ошибками в государственном кадастре недвижимости признаются:

техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;

кадастровая ошибка — воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

При обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки.

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Срок исправления технической ошибки в сведениях — не более чем 5 рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета или поступления в орган кадастрового учета соответствующего заявления или указанного решения суда.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *