Социальные общности, группы и организации

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОБЩНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ.

Лекция.

Вопросы для контрольной проверки по теме

1. Что является источником покрытия тактических и плановых скидок с цен?

2. Какие скидки оказывают наибольшее воздействие на величину дебиторскойзадолженности?

3*. Какой тип скидок предпочтителен для хлебокомбината, обслуживающего большую сеть мелких булочных?

4*. Почему скидки с цены трактуются законодательством как ценовая дискри­минация?

5*. Почему программистские фирмы заинтересованы в продаже своей продук­ции для предустановки на продаваемые компьютеры, хотя получают при этом куда меньшую цену, чем при отдельной продаже своих программ?

1. Социальные общности, группы и организации

2. Сущность и теории статификации

Социальная общность — это реально существующая, эмпири­чески фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся от­носительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения.

Поэтому социальную общность можно рассматривать как особую форму взаимодействия людей.

Предметом взаимодействия в ней явля­ется потребность в солидарности и координации совместных дей­ствий.

Можно сказать, что в общности объединяются люди:

— име­ющие схожие социальные условия жизни,

— одинаковые функции и обусловленные ими статусы,

— социальные роли,

— культурные зап­росы,

— этнические признаки и т.д.

Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм.

Виды и формы общностей

По количественному составу они могут быть:

небольшими и объ­единять в себе лишь нескольких людей

многочисленными (например, международные политические или экономические движения).

Виды и формы общностей

По продолжительности своего суще­ствования общности могут быть:

кратковременными — существуют в течение нескольких минут или ча­сов (например, аудитория конкретной телевизионной передачи),

долговре­менными. — существуют несколько лет (например, политические партии), или целые столетия и тысячелетия (например, этносы или нации).

Виды и формы общностей

Плотность связей между индивидами в общностях также различна:

— тесно спло­ченный коллектив или организация,

— расплыв­чатые, аморфные образования.

Виды и формы общностей

Помимо этого, социальные общ­ности можно классифицировать на основе их базового системо­образующего признака.

В соответствии с этим различают:

территориальные,

этнические,

демографические,

культурные и иные общности.

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

МАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ

Для массовых общностей характерны следующие черты:

1. Структурная нерасчленённость, аморфность, размытость границ, неопределённость качественного и количественного со­става, отсутствие строго обозначенного принципа вхождения в них.

2. Ситуативный способ существования. Массовые общности образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне её, а потому являют­ся неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образова­ниями.

3. Разнородность состава, межгрупповая природа. Эти общ­ности разрывают классовые, групповые, этнические и иные гра­ницы.

4. Вследствие своей аморфности они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных еди­ниц.

Типичным образцом массовых общностей можно считать:

— уча­стников широких политических (например, антивоенных) и эко­логических движений,

поклонников эстрадных звезд,

болельщи­ков спортивных команд,

членов любительских ассоциаций по интересам (например, филателистов) и т.д.[1]

Массовые общности могут быть представлены в виде соци­альных агрегаций и социальных категорий.

Соци­альные агрегации

представляют собой совокупность индивидов

про­странственно находящихся в определенном месте и

не осуществляющих сознательного взаимодействия.

— Пасажиры вагона

— Жители города

— Жители микрорайона

При этом раз­деление сообществ осуществляется лишь пространственно, с уче­том физически определённых границ.

Примерами такого рода сообществ могут быть люди, едущие в одном вагоне, находя­щиеся в определённый момент на одной улице или прожива­ющие в одном городе. Таким образом, агрегация — это неко­торое количество людей, собранных в определённом физи­ческом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Социальная категория

общности, объединяющие индивидов с одной или несколь­кими схожими характеристиками.

К ним, например, можно от­нести:

Загрузка…

— мужчин,

студентов,

художников,

Можно говорить о категориях блондинок и брюнеток, возрастных категориях (молодёжь от 18 до 25 лет) и т.д.[2]

Групповые общ­ности.

Второй подкласс общностей представлен групповыми общ­ностями.

Поскольку они полностью противоположны массовым, то для них характерны следующие особенности:

1. Органический характер. Они целостны, обладают внутрен­ней структурой, а также определенным качественным и количе­ственным составом.

2. Способность осуществлять многообразные виды деятель­ности.

3. Выраженная однородность состава.

4. Способность входить в более широкие общности в качестве
структурных единиц.

— Различные трудовые коллективы,

— Политические партии.

Классификация груп­повых общностей

— осуществляется в зависимости от их базовой природы, т.е. характера свойств, присущих индивидам и лежащих в основе образования соответствующих общностей.

На основе этого принципа выделяют:

— социальные,

— демографические,

— этнические,

— региональные и прочие группы.

Таким образом, социальные общности — это такие объедине­ния людей, которые:

возникают и формируются:

— на основе их культурно-истори­ческой самобытности (например, народы, нации),

— родствен­ных связей

— сходства стадий жизненного цикла (семей­ные, поколенческие, половозрастные);

различаются:

— по профессионально-квалификационным и

— тер­риториально-региональным признакам.

Социальная группа: сущность и особенности

сущность

Понятие группы является одной из базовых категорий социо­логии. Однако у ученых нет полного согласия относительно ее определения.

Существуют разные точки зрения на соотношение понятий «группа» и «общность».

Некоторые социологи не делают различий между ними, рассматривая и группу, и общность как более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей.

Другие авторы пытаются разграничить группы и общности по количественному признаку, считая, что группа — это малая общ­ность, а общность — это большая группа.

Однако в социологии более распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. Между ними есть существенные качественные различия. Группа рассмат­ривается лишь как подкласс общностей и представляет собой груп­повую общность. Массовые общности при этом с группами не отождествляются.

Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как:

— совокупность индивидов, тем или иным образом вза­имодействующих друг с другом, осознающих свою принадлеж­ность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.

Таким образом, он выделяет три основные черты групп:

— взаимодействие,

— членство,

— идентичность и рассмат­ривает их как групповые общности[3].

На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа — это совокупность индивидов, взаимо­действующих определенным образом на основе разделяемых ожи­даний каждого члена группы в отношении других.

То есть суще­ствуют два необходимых условия для того, чтобы некоторую со­вокупность индивидов считать группой:

•наличие взаимодействий между ее членами

•появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Любую социальную группу от другого объединения индиви­дов отличает:

— наличие взаимодействий,

— определенной сплоченно­сти

— контроля за ее деятельностью.

КВАЗИГРУППА

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

1. Спонтанность образования.

2. Неустойчивость взаимодействий.

3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей.

4. Кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное вре­мя, после чего либо трансформируются, либо распадаются, либо развиваются до уровня социальных групп.

Выделяют три основных вида квазигрупп:

— аудиторию

— толпу

— социальный круг.

Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

I. Аудитория

Под аудиторией понимается:

общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.

Аудитория может осуществлять как непосредственное взаи­модействие с коммуникатором (например, слушать уличного ора­тора, объявление распорядителя в магазине), так и опосредован­ное, через СМИ.

В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудито­риями. Внимаем ли мы оратору в лекционном зале или тамаде за столом, читаем ли газету или слушаем радио — во всех случаях мы являемся членами аудиторий разного типа.

II. Толпа

Толпа — это собрание людей, находящихся в замкнутом фи­зическом пространстве и объединенных общностью интересов.

Исследованиями толпы занимались многие известные ученые: французские социологи Г. Тард и Г. Лебон, итальянец С. Сигеле, русский социолог Н.Михайловский и др.

Толпа обладает такими психологическими характеристиками, как:

— эмо­циональность,

— спонтанность,

— внушаемость,

— анонимность и не­уязвимость.

эмо­циональность

Нельзя не согласиться с Г. Тар-дом в том, что всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обра­щаться к ее разуму бесполезно. Бороться с толпой таким путем — все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем, топань­ем заглушает всех, кто не умеет ей угодить.

Собравшись в боль­шом количестве, толпа, из кого бы она ни состояла — из профес­соров или кочегаров, — прежде всего теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует. В этой ситуации, с точки зрения Г. Тарда, кочегар и профессор ничем не отличаются друг от друга, оба чувствуют одинаково. То есть толпа делает из чело­века автомат, ослабляя и уничтожая его индивидуальность3.

внушаемость

Таким образом, мы видим, что люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы и скорее принимают мнения, чув­ства и действия большинства, нежели находясь вне толпы.

спонтанность

К тому же они имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в общих условиях, не задумываются над своими действиями, их поведение в толпе основано на эмоциях.

анонимность и не­уязвимость

Толпа часто действует как целое, ее члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов, они чувствуют себя незначительными и неузнаваемыми в толпе. А поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувство­вать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *