РО по системе Эльконина-Давыдова

РО по Занкову

Проблемы развивающего обучения (РО)

Лекция №4

Обучение и развитие

Соотношение обучения и психического развития.

Пиаже: развитие идет впереди обучения и ведет его за собой

Торндайк: обучение = развитие

Выготский (Занков, Давыдов и др.): обучение должно идти впереди развития и должно находиться в зоне ближайшего развития, а не на уровне актуального развития.

Занков предъявлял такие претензии к существующей системе обучения:

1) Неправомерное облегчение учебного материала

2) Напрасное повторение учебного материала

Принципы РО в экспериментальной дидактической системе Занкова:

1) Принцип обучения на высоком уровне трудности. Должно быть преодоление препятствий

2) Принцип ведущей роли теоретических знаний

3) Продвижение вперед быстрым темпом, но у каждого ученика должен быть индивидуальный темп

4) Принцип осознания школьником процесса учения

5) Принцип работы над развитием всех учащихся

Критика системы: По мнению Давыдова В.В., эта система не предполагает выход развития школьников за пределы их эмпирического мышления.

Прежде чем создать эту систему, потребовалось разработать множество дополнительных, вспомогательных теорий:

· Теория периодизации детского психического развития (Эльконин)

· Теория основных типов мышления (Давыдов)

· Теория учебной деятельности (Давыдов, Эльконин, Репкин, Рубцов)

· Теория связи требований учебной деятельности и построения учебно-методических пособий (Эльконин, Давыдов, Репкин)

Согласно теории РО содержанием РО являются теоретические знания. Продуктом развития являются главные психические новообразования. Суть традиционного обучения: обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному целому. По системе РО Давыдова обучение идет от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Мышление, которое развивается в процессе такого обучения, называется теоретическим, а само обучение называется развивающим.

Основные положения теории Давыдова:

1) Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями.

2) Учащиеся усваивают знания, анализируя условия их происхождения

3) Учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное.

4) Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане

(Журнал «Вопросы психологии» № 3, 1997. «О результатах исследования эффективности РО»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *