Пишем ВКР (отрывок из кн. Виноградовой и Бориковой)

­но-популярные книги, газеты.

Приложение размещается после списка литературы и имеет сквозную нумерацию страниц. Порядковый номер приложения ставится в правом верхнем углу листа.

Критерии оценки курсовой работы

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания работы теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота разработки поставленных вопросов.

Результативность проведенного эксперимента.

­ности.

работы стандартам.

­вые шаги в исследовательской работе.

­ние одного года, а затем списываются по акту. Лучшие из них могут быть использованы в качестве учебных пособий в колледже.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

­боту.

­гой литературы по проблеме.

­ной работе положений требует от студентов:

Окончание табл. 3

Изучение

Выдвижение

Уровень

­ского характера

­щения;

Таблица 3. Сходство и различие курсовых и дипломных работ

­

риментальная

­римент, формирующий эксперимент

­ный педагогический эксперимент и впоследствии воплотить в практику своей деятельности его результаты.

­ционной работы.

­ния источников.

[1]. Предлагаем этот анализ для ознакомления и осмысления в виде таблицы 3.

 

 

 

­ственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования (приложение 4).

Требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта.

­оретический характер.

­альной, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной педагогической науки, а также социальному заказу региональной системы образования.

­чении, создания современной системы воспитательной работы со школьниками и т.д.

При подготовке выпускной квалификационной работы следует:

­ческую, педагогическую и периодическую литературу;

изучить и охарактеризовать историю исследуемой проблемы и ее практического состояния, а также педагогического опыта;

дать четкую характеристику объекта, предмета, цели, задач и методов исследования;

описать и проанализировать проведенный эксперимент.

самостоятельного педагогического

эксперимента должны быть обобщены и на основе их сделаны выводы и практические рекомендации.

­ляется в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД. Объем ее составляет не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.

квалификационной работы

Поскольку выпускные квалификационные работы по своему характеру подразделяются на три вида, мы предлагаем вашему вниманию три варианта ее структуры. Образцы титульного листа, оглавления, введения и заключения будут приведены ниже, т.е. в третьем варианте.

имеет следующую структуру:

Титульный лист.

Оглавление.

Введение, в котором раскрываются актуальность выбранной темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цель, задачи работы и т.д.

­тические основы разрабатываемой проблемы.

­но-наглядных или учебно-методических пособий с обоснованием их разработки и рекомендациями по их применению.

­можностей практического применения полученных результатов.

Список используемой литературы (не менее 20 источников).

Приложения.

выглядит следующим образом:

Титульный лист.

Оглавление.

­дования, методы сбора материала и проведения исследований).

­ние проблемы.

­перимента и анализ опытно-экспериментальной работы), а также рекомендации и предложения, имеющие практическое значение.

­ния полученных результатов.

Список используемой литературы (не менее 20 источников).

Приложения.

состоит из следующих компонентов:

Титульный лист.

Оглавление.

­ненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.

­вень ее разработанности в теории и на практике, а также дается психолого-педагогическое обоснование проблемы.

Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по дальнейшему использованию материалов исследования.

Список используемой литературы (не менее 25 источников).

Приложение.

­ной работы студента.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №

Наименование ПЦК (кафедры)

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Исполнитель:

студентка

курса

группы

форма обучения

специальность

Научный руководитель:

Москва, 2005

20

 

посредством использования

   27

2.1. Анализ состояния практики и диагностика

умственного развития детей   27

2.2. Особенности организации педагогического процесса

по повышению эффективности умственного воспитания детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр,         35

2.3. Анализ и оценка результативности

опытной работы   44

Заключение   48

Список литературы   52

Приложения         55

 

 

Введение

дьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо да­вать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к ис­черпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной сис­теме интеллектуального воспитания.

науки являются: активное и осознанное, изобретательное и целенаправленное восприятие, понимание логики развития явлений, зрелость мыслительных процессов (произвольность, активность, устой­чивость), интерес к познанию, развитие мыслительных действий (ана­лиз, сравнение, умозаключение, обобщение) и навыков учебной дея­тельности.

и М. Монтессори, но и способен усваивать пред­ставления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнооб­разных задач.

Усвоение ребенком эталонов и норм умственной деятельности в со­ответствии с современным уровнем развития цивилизации свидетель­ствует о том, что познание ребенка причинно обусловлено современ­ным уровнем развития познания как общественно-исторического, куль­турного достояния человечества.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, появляется желание узнать больше. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предмета­ми и явлениями позволяет игра.

Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитатель­ным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем.

Они определяют игру, как особый вид деятельности ребенка, в ко­тором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качествен­ным изменениям психики.

Согласно Л. С. Выготскому, игра — источник развития и создает зону ближайшего развития ребенка.

В многолетних исследованиях А. В. Запорожца игра ребенка выступает преимущественно как средство развития его познавательных сил, по­знания внешнего мира с помощью активных ориентировочных действий и повседневной деятельности. В игре, по мнению А. В. Запорожца, закла­дывается первый «цокольный этаж» общего здания человеческого мыш­ления.

Мысль об использовании игры в воспитании и обучении детей стар­шего дошкольного возраста возникла давно. Игры, в частности, дидак­тические, близки дошкольникам, так как в них познавательное содер­жание сочетается с привлекательными для них формами умственной деятельности.

, Е. И Радиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усо­вой, А. П. Сорокиной и др., дети в дидактических играх получают опре­деленные знания, закрепляют их в игровой форме.

.Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые ха­рактеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.

и воспитания детей.

Ученые единодушны в том, что руководство детской игрой — серьез­ная проблема для взрослых. Здесь требуются наибольшее внимание, тер­пение, такт, умение наблюдать, умение постоянно и беспристрастно вглядываться в ребенка, умение любить. Детям должны быть предостав­лены широкие возможности для игры и обеспечено руководство ею.

Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успеш­ного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэто­му умственное воспитание дошкольников приобретает в настоящее вре­мя особую актуальность.

В число наиболее значимых проблем, которые пытаются преодолеть современные педагоги входят неудовлетворительный уровень психо­физического здоровья, умственного развития и эмоционального благо­получия детей; утрата ими открытости окружающему миру, положи­тельного самоощущения, здорового детского любопытства, инициатив­ности.

В совокупности эти проблемы обусловливают, с одной стороны, не­обходимость совершенствования уже имеющихся подходов к организа­ции и содержанию учебно-воспитательного процесса в дошкольном зве­не, а с другой — целесообразность разработки новых, рационально вы­строенных и действенных педагогических технологий.

Одним из возможных средств изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое и осознанное использование педагога­ми тех ресурсов, которыми обладает детская игра.

Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и соци­альные потребности ребенка. Игра является естественным его состояни­ем, она пронизывает все сферы его жизни, поэтому игровые методы обучения и воспитания в сравнении с другими имеют очевидные пре­имущества.

Следовательно, включение игры в процесс обучения и воспитания дошкольников позволяет обеспечить эффективность этого процесса, сде­лать его эмоционально привлекательным для детей.

посредством использования дидактических игр».

— выявить психолого-педагогические условия повышения эф­фективности умственного воспитания.

— умственное воспитание детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе ДОУ.

через использование системы ди­дактических игр.

мы предполагаем, что умственное воспитание детей до­школьного возраста будет более эффективным, если:

• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

• создавать и своевременно изменять предметно-развивающую среду (внесение новых игр, атрибутов в соответствии с новым содержанием игр и усложнением дидактических задач);

• в целостный педагогический процесс будет включена система ди­дактических игр в рамках проекта «Кругозор»;

• воспитатель будет понимать значимость использования дидактичес­ких игр в целях воспитания и развития, владеть технологией включения их в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

 

:

в теории и практике дошкольного образования;

• определить условия повышения эффективности умственного вос­питания посредством использования дидактических игр;

• разработать систему дидактических игр в рамках проекта «Кругозор», направленную на повышение эффективности умственного воспитания;

• опытно-экспериментальным путем апробировать данную систему посредством включения ее в целостный педагогический процесс.

Заключение

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволи­ло сделать вывод о том, что умственное воспитание — это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни и формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в дея­тельности.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количествен­ных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с воз­растом и под влиянием среды, а также специально организованных вос­питательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Умственное воспитание выполняет направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, во многом оп­ределяет умственное развитие, способствует ему, если учитываются за­кономерности и возможности умственного развития детей дошкольного возраста.

ющие возрастные периоды. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом стреми­тельного физического и психического развития ребенка, первоначаль­ного формирования психических качеств, необходимых человеку в тече­ние всей последующей жизни. Реализация специфических возрастных возможностей умственного развития происходит благодаря участию дош­кольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, ре­чевом общении, рисовании, конструировании и др.

лать вывод, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В правильно организованной игровой деятельности решаются все важнейшие задачи умственного воспитания: сенсорное воспитание, развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний о предмете и явлениях окружающей жизни.

Дидактическая игра — это метод обучения, соответствующий силам и возможностям детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра содержит большие возможности для умственно­го воспитания детей. Она может использоваться как эффективная форма обучения, как средство умственного воспитания и как самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста.   

Преследуя образовательные цели, дидактические игры воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

Выполнение условий игры, главным образом соблюдение правил, осуществление за­дач — требуют от ребенка сосредоточенного внимания, наблюдательно­сти, запоминания и воспроизведения, что приближает игру к дошколь­ному обучению.

Единство игровой и дидактической задач и особая позиция взрослого делают дидактическую игру уникальной формой взаимодействия в сис­теме «воспитатель — воспитанник», позволяют обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет знания, стимулируют актив­ность всех детей.

ребенка в значи­тельной степени зависит от того, какие условия для этого развития со­здадут ему педагоги и родители.

В связи с этим предметом особого внимания должны стать психоло­го-педагогические условия для развития игры детей, которые предус­матривают: а) использование в педагогическом процессе всего много­образия игр, рекомендованных программой; б) обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализова­ны в игре через разные источники информации: экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы и др.

Апробация системы дидактических игр в рамках проекта «Кругозор» в педагогическом процессе ДОУ показала эффективное влияние дидак­тических и развивающих игр на умственное воспитание детей, позволи­ла установить степень доступности выбранных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию мате­матических представлений; развивали качества, необходимые для школь­ного обучения: сосредоточенность внимания, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить, проявить выдержку, сообразительность.

Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать дидактические и развивающие игры в целях умственного воспитания и обучения детей, формирования конкретных и обобщенных знаний, применения их в разных условиях и обстоятельствах.

Благодаря системности и повторности проведения игр, дидактиче­ские задачи успешно решались детьми. Разработанная система дидакти­ческих игр в рамках проекта «Кругозор» может быть включена в реаль­ный педагогический процесс.

Исследование показало, что умственное воспитание дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих условий:

• учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей де­тей: сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей может обеспечить их полноценное эмоциональное и ум­ственное развитие;

• создания предметно-развивающей среды для обогащения жизнен­ного и игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответ­ствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступ­ности ко всему содержанию развивающей игровой среды;

• включения в педагогический процесс системы дидактических игр: систематическое использование дидактических игр в педагогическом процессе способствует повышению эффективности умственного воспи­тания, что подтверждает апробация разработанной системы дидактичес­ких игр в рамках проекта «Кругозор»;

• понимания воспитателями значимости дидактических игр как сред­ства, метода и формы умственного воспитания: уметь ориентироваться в многообразии имеющихся дидактических и развивающих игр, осуще­ствлять отбор игр на определенные дидактические задачи, оптимально использовать их в педагогическом процессе, владеть методикой проведе­ния дидактических игр, использовать их в педагогическом процессе ДОУ.

Процесс подготовки выпускной квалификационной работы

­ному стандарту среднего профессионального образования.

или теоретического.

курсе с выбора темы (приложение 5).

­чения и воспитания.

При этом не следует забывать, что данная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, только значительно превышая теоретический и практический уровни.

подготовки.

­ские интересы студентов.

­верждаются приказом директора педагогического колледжа.

­можно по специальностям 0309 — Труд, 0310 — Музыкальное образование, 0311 — Изобразительное искусство и черчение и др.

­ной системе координат.

­ного возраста и частные методики.

 

­ния труда, методика преподавания изобразительного искусства и др.

­дагогика, психология, методика обучения иностранному языку.

­гогика, методика социальной работы, педагогика, психология.

связи, особенности обучения детей разным видам изобразительной деятельности.

­ствами выразительности в создании образа».

В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема, которая в нашем примере может быть такой — «Роль выставки натуральных предметов в выразительности работ по лепке детей старшего дошкольного возраста».

­том исследования, в другом может стать объектной областью.

выработке гипотезы.

­ний.

, со ссылкой на философскую литературу, пишет о рабочей гипотезе и научной (или реальной) гипотезе.

­ние для систематизации имеющегося фактического материала.

­му накопленного материала (научная гипотеза строится на основе значительного фактического материала).

Как происходит формулирование рабочей гипотезы?

­тей, текстурная поверхность скульптурных образов)».

исследования:

­туры, доступные детям старшего дошкольного возраста.

Выявить особенности восприятия детьми малых скульптурных форм.

­зительности приемов лепки.

Провести экспериментальную апробацию разработанной серии занятий.

Составление индивидуального плана подготовки выпускной квалификационной работы

­дент разрабатывает совместно с научным руководителем.

­ботку полученных результатов, написание и оформление самой работы.

Можно воспользоваться схемой плана, данной ниже в таблице 4:

Индивидуальный план подготовки выпускной квалификационной работы

(Ф. И. О. студента)

(название специальности) (номер группы)

Таблица 4

Тема

выпускной

­

ционной

Срок

­

1-й этап — подготовка к исследованию

­леме исследования;

определение объектной области исследования; определение объекта исследования; определение предмета исследования; выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

 

(форма обучения)

 

Окончание табл. 4

условий ее эффективности и устранение негативных явлений;

­вающих их выполнение;

работы

компоновка подготовленных текстов; написание выводов; составление заключения; написание введения.

работы

­чения отзыва и рецензии

 

Научный руководитель

(подпись).

Продолжение табл. 4

уточнение темы;

формулирование гипотезы, цели и задач исследования;

работы

определение экспериментальной и контрольной групп;

­чаемыми объектами и их фиксация;

работы);

;

­ной работы.

работы:

 

 

 

Методы исследования и их выбор

­му циклам дисциплин.

­кий консилиум, создание диагностических ситуаций, изучение литературы и других источников, педагогического опыта и др.

­ческой обработки материала и др.

­чной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.

работы

, И. Ф. Харламов и др.).

­лиз работ детей, уроков и др.).

­ботка данных, составление таблиц, построение графиков и др.

дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).

­следования и сделать выводы.

квалификационной работы

­лении ее рекомендуется соблюдать требования ЕСТД и ЕСКД.

, практическая, опытно-экспериментальная.

квалификационной работы

­стационной комиссии. На защиту отводится до 1 академического часа, из них 10—15 минут дается студенту на доклад (краткое сообщение).

­пользуемых методов, полученных результатов и их практической ценности, демонстрируется наглядный материал.

Критерии оценки выпускной квалификационной работы

­ниям системы образования;

­тической частей работы;

решения поставленной проблемы;

­вания и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

правильность и полнота использования литературы;

­щите работы;

степень самостоятельности автора в разработке проблемы.

­вторную защиту, но не ранее чем через год, при этом тема, по решению Государственной аттестационной комиссии, остается прежней или предлагается новая. Выпускная квалификационная работа хранится в педагогическом колледже в течение 3 лет.

Список рекомендуемой литературы

Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: методические рекомендации для студентов. — М.: Педагоги­ческое общество России, 1999. — 48 с.

Прикладное исследование в педагогике: моногра­фия. — М.; Волгоград: Перемена, 2003. — 164 с.

Организация и методика педагогических исследо­ваний. — М.: НИИ содержания и методов обучения АПИ, 1981. — 43 с.

/ под ред. В.И.Журавлева. — М.: Просвещение, 1988. — 237 с.

. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 80 с.

работы. — М.: Мысль, 1985. — 79 с.

, Р.Атаханов. — М.: Издательский центр «Ака­демия», 2001.

.: СПбГУП, 2001.- 143 с.

: Валгус, 1980. — 334 с.

Методы педагогических исследований / под ред. В.И.Журавлева. — М.: Просвещение, 1972. — 152 с.

11. Методы системного педагогического исследования: учебное посо­бие / под ред. Н. В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.

Дипломная работа: от выбора темы до защиты: методические рекомендации. — М.: АПК и ПРО, 2004. — 22 с.

Оценка качества научно-педагогических исследо­ваний. — М.: Педагогика, 1987. — 142 с.

НОТ учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 208 с.

[и др.]. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.

Методология и методы педагогических исследова­ний. — М.: Педагогика, 1986. — 150 с.

заочников 1 курса фак. нач. кл. — М., 1988.

собие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ АДРЕСА, ТЕЛЕФОНЫ И ПРОЕЗД

Российская государственная библиотека (РГБ), до января 1992 г. — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина.

Адрес: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3.

Проезд: ст. м. «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад», «Арбатская», «Боровицкая».

Тел.: 202-57-90.

— многоотраслевая библиотека широкого гуманитарного профиля.

Адрес: 109189, Москва, ул. Николоямская, 1.

Проезд: ст. м. «Китай-город», «Таганская».

Тел.: 915-35-47, 915-35-03.

пер., 9.

Проезд: ст. м. «Лубянка».

Тел.: 928-05-22.

Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ), до 1992 г. — Государственная центральная театральная библиотека.

Адрес: 103031, Москва, Пушкинская ул., 8/1.

Проезд: ст. м. «Пушкинская».

Тел.: 292-09-84.

Центральная городская публичная библиотека им. Н. А. Некрасова (ЦГПБ).

Адрес: 103104, Москва, ул. Бронная, 20/1.

Проезд: ст. м. «Пушкинская».

Тел.: 203-45-64.

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН).

Адрес: 117418, Москва, Нахимовский просп., 51/21.

Проезд: ст. м. «Профсоюзная».

Тел.: 128-89-90

Научная библиотека им. А. М. Горького МГУ.

Адрес: 119808, Москва, Университетский просп., 1.

Проезд: ст. м. «Университет».

Тел.: 939-22-41.

Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского.

пер., д. 3.

Проезд: ст. м. «Третьяковская».

Тел.: 239-05-85.

Российская государственная детская библиотека.

Адрес: 117049, Москва, Калужская площадь, д. 1.

Проезд: ст. м. «Октябрьская».

Тел.: 230-06-49.

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05.04.1999 г. № 916-52-55 ИН/16-13

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) ПО ДИСЦИПЛИНЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1, Общие положения

1.1. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г., № 1168, курсовая работа (проект) по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и фор­мой контроля учебной работы студентов.

1.2. Выполнение студентом курсовой работы (проекта) осуществляет­ся на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе ко­торого осуществляется обучение применению полученных знаний и уме­ний при решении комплексных задач, связанных со сферой профессио­нальной деятельности будущих специалистов.

1.3. Выполнение студентом курсовой работы (проекта) по дисципли­не проводится с целью:

• систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дис­циплинам;

• углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

• формирования умений применять теоретические знания при реше­нии поставленных вопросов;

~ формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

• развития творческой инициативы, самостоятельности, ответствен­ности и организованности;

• подготовки к итоговой государственной аттестации.

сти (далее — Государственные требования). Если Государственные тре-

Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06.05.2003 № 18-51-415 ИН/18-28

(извлечения)

Организация итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования

Общие положения

разработа­ны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттеста­ции выпускников образовательных учреждений среднего профессиональ­ного образования в Российской Федерации, утвержденным постановле­нием Госкомвуза России от 27.12.95 № 10.

­ния), требованиям регионального компонента и компонента образова­тельного учреждения по конкретной специальности.

1.1.3. Итоговая государственная аттестация выпускника по специаль­ности повышенного уровня среднего профессионального образования предусматривает следующие виды аттестационных испытаний:

• итоговые экзамены по отдельным дисциплинам в соответствии с Государственными требованиями повышенного уровня среднего профес­сионального образования;

квалификационной работы или

• итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

квалификационной работы.

, так и на повышенном уров-

­ния вводятся в действие с 2003/2004 учебного года.

1, предусматривает следую­щие виды аттестационных испытаний:

далее — программа базового уровня) :

• итоговые экзамены по отдельным дисциплинам

или

• итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

­го уровня), представляющей совокупность программы базового уровня и программы дополнительной подготовки, виды итоговой государственной аттестации зависят от варианта реализации программы повышенного уровня и схемы организации учебного процесса:

­тельной подготовки реализуется дополнительно к программе базового уровня):

квалификационной работы;

­мы дополнительной подготовки):

• итоговые экзамены по отдельным дисциплинам в соответствии с Государственными требованиями базового уровня среднего профессио­нального образования;

квалификационной работы или

• итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

квалификационной работы.

Программа итоговой государственной аттестации), а также организации и проведению каждого из видов итоговой государствен­ной аттестации.

Программа итоговой государственной аттестации

образовательной программы конкрет­ного образовательного учреждения по данной специальности.

1.2.2. При разработке Программы итоговой государственной аттеста­ции определяются:

• виды итоговой государственной аттестации; объем времени на подготовку и проведение по каждому виду итого­вой государственной аттестации;

• сроки проведения каждого вида итоговой государственной аттеста­ции;

• экзаменационные материалы по каждому виду итоговой государ­ственной аттестации;

• условия организации и проведения по каждому виду итоговой госу­дарственной аттестации;

• формы проведения по каждому виду итоговой государственной ат­тестации;

• критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника по каж­дому виду итоговой государственной аттестации.

приложении 1.

1.2.3. Программа итоговой государственной аттестации ежегодно разрабатывается предметными (цикловыми) комиссиями по специ­альности и утверждается руководителем образовательного учреждения после ее обсуждения на заседании совета образовательного учрежде­ния.

образовательной программой, и успешно прошед­шие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения.

и проведение итоговой государ­ственной аттестации установлен Государственными требованиями по специальности.

1.2.6. Сроки проведения итоговой государственной аттестации опре­деляются образовательным учреждением в соответствии с рабочим учеб­ным планом по специальности.

1.2.7. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний и практических умений выпускника по основным видам деятельности в соответствии с Государственными требованиями, требованиями регионального компонента и компонента образовательного учреждения по специальности.

1.2.8. Условия подготовки и процедура проведения итоговой государ­ственной аттестации зависят от вида итоговой государственной аттеста­ции. Обязательным условием для проведения всех видов итоговой госу­дарственной аттестации является организация и работа государственной аттестационной комиссии.

1.2.9. Формы и условия проведения видов итоговой государственной аттестации определяются образовательным учреждением согласно По­ложению об итоговой государственной аттестации выпускников образо­вательных учреждений среднего профессионального образования в Рос­сийской Федерации и Рекомендациями по организации итоговой госу­дарственной аттестации выпускников образовательных учреждений сред­него профессионального образования.

1.2.10. Критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника определяются образовательным учреждением в соответствии с Государ­ственными требованиями, требованиями регионального компонента и ком­понента образовательного учреждения по специальности и в зависимости от вида и формы проведения итоговой государственной аттестации.

 

Организация работы государственной аттестационной комиссии

чается приказом учредителя образовательного учреждения. Численность государственной аттестационной комиссии должна составлять не менее пяти человек. Заместитель председателя, члены и ответственный секре­тарь государственной аттестационной комиссии назначаются приказом руководителя образовательного учреждения из числа преподавателей и членов администрации учебного заведения и работают в соответствии с утвержденным расписанием итоговой государственной аттестации.

Оплата и поощрение членов государственной аттестационной комис­сии производятся по усмотрению руководителя образовательного учреж­дения в счет отработки неиспользованных часов преподавателей.

1.3.2. Работа государственной аттестационной комиссии осуществля­ется в соответствии:

• с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведе­нии), утвержденным постановлением Правительства Российской Феде­рации от 3 марта 2001 г. № 160;

• с Положением об итоговой государственной аттестации выпускни­ков образовательных учреждений среднего профессионального образо­вания в Российской Федерации;

• с Уставом среднего специального учебного заведения. Место рабо­ты государственной аттестационной комиссии устанавливается руково­дителем образовательного учреждения по согласованию с председателем государственной аттестационной комиссии.

образовательной программе. Рас­писание проведения итоговой государственной аттестации выпускников утверждается руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения студентов не позднее, чем за две недели до начала работы государственной аттестационной комиссии. Допуск студентов к итого­вой государственной аттестации осуществляется на основании решения педагогического совета образовательного учреждения и утверждается приказом не позднее, чем за две недели до начала итоговой государ­ственной аттестации. На заседания государственной аттестационной комиссии обра­зовательным учреждением представляются следующие документы:

• Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, требования регионального компонента и ком­понента образовательного учреждения по специальности;

• Программа итоговой государственной аттестации;

• приказ руководителя образовательного учреждения о допуске сту­дентов к итоговой государственной аттестации;

• сведения об успеваемости студентов (согласно п. 14 Инструкции о порядке ведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании, утвержденной постановлени­ем Госкомвуза России от 10.04.96 № 6 с изменениями в соответствии с приказом Минобразования России от 13.04.2000 № 1079);

• зачетные книжки студентов;

• книга протоколов заседаний государственной аттестационной ко­миссии.

равном числе голосов голос пред­седателя является решающим), в соответствии с Положением об итого­вой государственной аттестации выпускников образовательных учреж­дений среднего профессионального образования в Российской Федера­ции.

1.3.5. Заседания государственной аттестационной комиссии протоко­лируются. Протоколы подписываются председателем, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнуро­ванных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов засе­даний государственной аттестационной комиссии хранится в делах об­разовательного учреждения в течение установленного срока.

1.3.6. Присвоение квалификации происходит на заключительном за­седании государственной аттестационной комиссии и фиксируется в протоколе заседания.

Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, и выдаче соответствующего документа об образовании объяв­ляется приказом руководителя образовательного учреждения.

не лишает студента права продолжать аттестационные испытания.

1.3.8. Выпускники, не прошедшие итоговые аттестационные испыта­ния, допускаются к ним повторно не ранее следующего периода работы государственной аттестационной комиссии. Порядок повторного прохож­дения итоговых аттестационных испытаний всех видов определяется об­разовательным учреждением.

1.3.9. После окончания итоговой государственной аттестации госу­дарственная аттестационная комиссия составляет ежегодный отчет о ра­боте, который обсуждается на совете образовательного учреждения. От­чет представляется в месячный срок после завершения итоговой госу­дарственной аттестации в орган управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение. На подготовку отчета должно быть предусмотрено не менее шести академических часов сверх сетки часов учебного плана.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

• качественный состав государственной аттестационной комиссии;

образовательной программе по специальности;

• характеристика общего уровня подготовки выпускников; количе­ство дипломов с отличием;

приложению 2\

• недостатки в подготовке студентов;

• выводы и предложения.

Организация итогового экзамена по отдельной дисциплине

Общие положения

образовательной программе среднего профессионального обра­зования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой госу­дарственной аттестации выпускников образовательных учреждений сред­него профессионального образования в Российской Федерации (поста­новление Госкомвуза России от 27.12.95 № 10).

{далее — Государственные требования), требованиям ре­гионального компонента и компонента образовательного учреждения.

При подготовке специалистов среднего профессионального об­разования количество и наименование дисциплин для итоговых экзаме­нов определяются Государственными требованиями по данной специ­альности среднего профессионального образования.

проставляется по результатам защиты выпускной квалификацион­ной работы. За студентом сохраняется право сдачи экзамена по данной дисциплине.

Процедура сокращения количества экзаменов должна найти отраже­ние в Положении образовательного учреждения об итоговой государ­ственной аттестации.

Решение об освобождении студента от одного из итоговых экзаменов закрепляется приказом директора.

образовательной программе, но не ранее чем за шесть месяцев. В этом случае сроки подго­товки и проведения итогового экзамена по отдельной дисциплине долж­ны найти отражение в графике учебного процесса рабочего учебного плана по специальности.

Подготовка к экзамену по дисциплине

Согласно Программе итоговой государственной аттестации при подготовке к экзамену по дисциплине разрабатываются экзаменацион­ные материалы.

действующей программы учебной дисциплины и охва­тывают ее наиболее актуальные разделы и темы.

числа студентов.

На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопро­сов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к экзамену по дисциплине, за месяц до начала итоговой государственной аттеста­ции составляются экзаменационные билеты, содержание которых до сту­дентов не доводится. Вопросы и практические задания должны носить равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть использованы тестовые задания.

К комбинированной форме может быть отнесен экзамен, состоящий из двух частей. Такой экзамен может

Ред.

в течение времени, отведенного образовательным учреждением на итоговую государствен­ную аттестацию.

Видами комбинированного экзамена могут’ быть:

• экзамен, первая часть которого предусматривает письменный от­вет, вторая часть — устный ответ на вопрос экзаменационного билета (например, экзамен по русскому языку с методикой преподавания, спе­циальность «0312 Преподавание в начальных классах»: первая часть — лингвистический анализ текста [письменно], вторая часть — раскрытие теоретического вопроса экзаменационного билета [устно]);

• экзамен, первая часть которого предусматривает выполнение тес­тового задания, вторая часть — устный ответ на вопрос экзаменацион­ного билета;

2, вторая часть — устный ответ на вопрос экзаменационного билета (например, экзамен по педагогике, психологии с частными методиками, специаль­ность «0310 Музыкальное образование»);

• экзамен, первая часть которого предусматривает защиту разверну­того плана — конспекта урока, вторая часть — проведение выпускником урока (занятия) в образовательном учреждении (например, экзамен по дирижированию, специальность «0310 Музыкальное образование»);

• экзамен, первая часть которого предусматривает предварительную разработку и защиту индивидуального творческого проекта по наиболее актуальным проблемам данной области знаний, вторая часть — выпол­нение практического задания, определенного экзаменационным биле­том (экзамен по истории русской литературы с методикой преподава­ния, специальность «0302 Русский язык и литература») и др.

2.2.4. Основные условия подготовки к экзамену по дисциплине:

2.2.4.1. Образовательное учреждение определяет перечень нормативных документов, программно-методических материалов, материалов справоч­ного характера, учебных и наглядных пособий, образцов техники и др., которые разрешены к использованию на экзамене по дисциплине. Источ­ники учебной информации должны отвечать современным требованиям.

2.2.4.2. В период подготовки к экзамену по дисциплине могут про­водиться консультации по Программе экзамена по дисциплине, на ко­торые выделяется до 20 часов времени на учебную группу из общего бюджета времени, отведенного на консультации.

2.2.4.3. К началу экзамена по дисциплине (кроме документов, ука­занных в п. 1.3.3) для государственной аттестационной комиссии долж­ны быть подготовлены следующие документы:

• экзаменационные билеты;

Задание № 2, связанное с планированием, проектированием и орга­низацией педагогического процесса, взаимосвязанные с методиками обу­чения (воспитания).

° 3, связанное с анализом деятельности субъектов педа­гогического процесса в конкретной ситуации и прогнозированием собствен­ной педагогической деятельности в данной ситуаций.

Задание № 4, связанное с анализом социально-психологических особенностей детей разных возрастных категорий с последующим проек­тированием их развития в соответствии с выявленными особенностями.

№ 5, связанное с представлением результатов практиче­ской, творческой подготовки выпускников в виде проектов урока, порт­фолио, готовых изделий, художественных произведений, картин, сцена­риев, демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и др.).

3.2.4. Образовательное учреждение может самостоятельно разрабаты­вать и другие виды интегрированных заданий.

3.2.5. Проверка подготовленности выпускника к профессиональной деятельности может осуществляться через выполнение интегрированной диагностической контрольной работы, анализ педагогической деятель­ности, разработку и защиту проектов (уроков, внеклассных занятий, об­щешкольных мероприятий, социально-педагогической деятельности и др.), анализ педагогической ситуации, разработку практических реко­мендаций и др.

3.2.6. Основные условия подготовки экзамена по специальности:

3.2.6.1. Образовательное учреждение определяет перечень норматив­ных документов, программно-методических материалов, материалов спра­вочного характера, учебных и наглядных пособий, образцов техники и др., которые разрешены к использованию на экзамене. Источники учеб­ной информации должны отвечать современным требованиям.

3.2.6.2. В период подготовки к экзамену по специальности могут про­водиться консультации по Программе итоговой государственной аттес­тации, на которые выделяется до 40 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации.

3.2.6.3. К началу экзамена по специальности (кроме документов, ука­занных в п. 1.3.3) для государственной аттестационной комиссии долж­ны быть подготовлены следующие документы:

• экзаменационные билеты;

• перечень нормативных документов, материалов справочного ха­рактера, наглядных пособий и образцов техники, разрешенных к ис­пользованию на экзамене по специальности.

вед е н и е экзамена по специальности

и рассредоточено в течение времени, определенного Государствен­ными требованиями по специальности. Форма проведения экзамена мо­жет быть устной, письменной, комбинированной.

3.3.2. Экзамен по специальности проводится в специально подготов­ленных и оборудованных помещениях. Продолжительность экзамена оп­ределяет образовательное учреждение. На подготовку к ответу может быть отведено до двух академических часов (по специальности «0311 Изобра­зительное искусство и черчение» — до 4 академических часов).

3.3.3. Сдача экзамена по специальности проводится на открытых засе­даниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. При сдаче экзамена по специальности на одного студента отводится не более одного академического часа.

3.3.4. В критерии оценки, определяющие уровень и качество подго­товки студента по специальности, его профессиональные компетенции входит:

• уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

• уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебны­ми программами дисциплин;

• уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональ­ные задачи;

• обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

• уровень информационной и коммуникативной культуры.

3.3.5. За каждым этапом экзамена по специальности выставляется оцен­ка, которая заносится в протокол заседания государственной аттестаци­онной комиссии вместе с особыми мнениями членов комиссии. Протоко­лы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии. Итоговая оценка складывается из оценок по этапам экзамена по специальности и доводится до сведения выпускника.

Организация выполнения и защиты выпускной квалификационной работы по специальности среднего педагогического образования

Общие положения

— это ито­говая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская рабо­та студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с со­блюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Защита выпускной квалификационной работы является обязатель­ным испытаниям, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего про­фессионального образования повышенного уровня.

(поста­новление Госкомвуза России от 27.12.95 № 10).

4.1.2. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследова­тельских умений.

требованиями регионального компонента и ком­понента образовательного учреждения.

4.1.4. Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям об­разовательных учреждений, организаций, предприятий.

тематики и выполнения выпускных квалификационных работ

4.2.1. При разработке программы итоговой государственной аттеста­ции определяется тематика выпускных квалификационных работ в соот­ветствии с присваиваемой выпускникам квалификацией.

4.2.2. Если выпускнику присваивается только основная квалифика­ция, то тематика выпускных квалификационных работ определяется со­держанием образования, обеспечивающим данную квалификацию.

4.2.3. Если выпускнику присваивается кроме основной квалификации еще дополнительная квалификация в соответствии с программой допол­нительной подготовки, то тематика выпускных квалификационных ра­бот по специальностям определяется:

• содержанием образования, обеспечивающим необходимую допол­нительную квалификацию в соответствии с программой дополнитель­ной подготовки на основании учебного плана образовательного учреж­дения;

• содержанием образования, обеспечивающим основную квалифи­кацию и дополнительную квалификацию в соответствии с программой дополнительной подготовки, на основании учебного плана образователь­ного учреждения.

4.2.4. Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями учебного заведения по возможности совместно со спе­циалистами других образовательных учреждений, организаций, заинте­ресованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствую­щими предметными (цикловыми) комиссиями. Тема выпускной квали­фикационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

4.2.5. Темы выпускных квалификационных работ должны отражать современный день развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

работы. На все виды консуль­таций руководителю ВКР для каждого студента должно быть предусмот­рено не более 20 академических часов сверх сетки часов учебного плана. Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы, оплата работы которых по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

4.2.7. Закрепление направлений исследований выпускных квалифи­кационных работ (с указанием руководителей и срока выполнения) за студентами оформляется приказом руководителя образовательного уч­реждения не позднее первого сентября последнего года обучения, а ут­верждений тем ВКР — не позднее первого марта.

4.2.8. По выбранному направлению исследования руководитель вы­пускной квалификационной работы разрабатывает совместно со студен­том индивидуальный план подготовки и выполнения выпускной квали­фикационной работы. В процессе работы по выбранному направлению исследования происходит окончательная формулировка темы ВКР.

4.2.9. В случае выполнения ВКР проектного характера допускается вы­полнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные планы разрабатываются руководителем совместно с каждым студентом. Примером выполнения выпускной квалификацион­ной работы группой студентов может быть постановка музыкального спек­такля, создание художественного панно при росписи помещения и т.п.

ходом выполнения выпуск­ных квалификационных работ осуществляют заместители директора в соответствии с должностными обязанностями. Промежуточный контроль осуществляют заведующие отделениями, председатели предметных (цик­ловых) комиссий.

4.2.11. Основными функциями руководителя выпускной квалифика­ционной работы являются:

• руководство разработкой индивидуального плана подготовки и вы­полнения выпускной квалификационной работы;

• консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и зада­чи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);

• оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

ра­боты;

• подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу. К каждому руководителю может быть одновременно прикрепле­но не более 8 студентов.

4.2.12. Основными функциями консультанта выпускной квалифика­ционной работы являются:

• руководство разработкой индивидуального плана подготовки и вы­полнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса;

• оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;

• контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной ра­боты в части содержания консультируемого вопроса;

своему усмотрению. Учебное заведение не имеет права использовать данное вре­мя не по назначению.

4.2.13. По завершении студентом выпускной квалификационной ра­боты руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом пе­редает заместителю директора, курирующему данное направление.

Требования к выпускной квалификационной работе

4.3.1. ВКР может носить опытно-практический, опытно-эксперимен­тальный, теоретический, проектный характер.

Объем ВКР должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.

опытно-практического характера имеет следующую структуру:

• введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, фор­мулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;

• теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;

пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т. п. с обоснованием их разработки и методическими ука­заниями по их применению;

• заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации отно­сительно возможностей практического применения полученных резуль­татов;

• список используемой литературы (не менее 20 источников);

• приложение.

Например, практическая часть ВКР включает обследование уровня воспитанности, обученности, развития субъекта исследования, разра­ботку и апробирование системы работ (серии занятий, уроков, бесед, экскурсий, мероприятий, дидактических игр, упражнений и т.д.), ана­лиз и оценку результативности проведенной работы.

4.3.3. ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:

• введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, фор­мулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, задачи работы и др.;

• теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты раз­работанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

• практическая часть, в которой представлены план проведения экс­перимента, характеристики методов экспериментальной работы, основ­ные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, конт­рольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

• заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации отно­сительно возможностей практического применения полученных резуль­татов;

• список используемой литературы (не менее 25 источников);

• приложение.

 

4.3.4. ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:

• введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, фор­мулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.;

• теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснова­ние разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубо­кого сравнительного анализа литературы;

• заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации отно­сительно возможностей использования материалов исследования;

• список используемой литературы (не менее 25 источников);

• приложение.

ВКР состоит из пояснительной записки, практической части и списка лите­ратуры.

В пояснительной записке дастся теоретическое, а в необходимых слу­чаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов твор­ческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объем пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста.

В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособий, компьютерных обучающих программ и пре­зентаций и т. п. в соответствии с видами профессиональной деятельнос­ти и темой проекта.

Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музы­кальных произведений, танцев и т.д.) с обязательным сохранением ви­деоматериалов.

Например, для специальности «0311 Изобразительное искусство и черчение» практическая часть дипломного проекта может быть представ­лена в виде художественных произведений: живописных и графических (натюрморта, портрета, пейзажа, мелкой пластики, керамики; росписи по дереву, ткани; скульптуры и т. п.) и методики преподавания предме­та, включающей в себя наглядное обеспечение учебного процесса.

может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.

4.3.6. По специальностям «0303 Иностранный язык», «0321 Родной язык и литература» образовательное учреждение вправе определять язык, на котором может быть выполнена выпускная квалификационная ра­бота.

Рецензирование выпускных квалификационных работ

4.4.1. Выполненные выпускные квалификационные работы рецензи­руются специалистами из числа работников образовательных учрежде­ний, организаций, предприятий, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.

4.4.2. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения не позднее одного месяца до защиты ВКР.

4.4.3. Рецензия должна включать:

• заключение о соответствии содержания выпускной квалификаци­онной работы заявленной теме;

• оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалифи­кацией работы;

• оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;

квалификационной работы.

часов сверх сетки часов учебного плана.

чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.

4.4.5. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

4.4.6. Заместитель директора в соответствии с должностными обязан­ностями при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную ква­лификационную работу в государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за пять дней до начала итоговой государственной аттес­тации.

Защита выпускных квалификационных работ

4.5.1. Защита выпускных квалификационных работ проводится на от­крытом заседании государственной аттестационной комиссии.

квалификационной работы отводится до 1 академического часа на одного студента. Процедура защиты включает:

• доклад студента (не более 10—15 минут);

• чтение отзыва и рецензии;

• вопросы членов комиссии;

• ответы студента.

Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.

4.5.3. При определении итоговой оценки по защите выпускной ква­лификационной работы учитываются: доклад выпускника; оценка ре­цензента; отзыв руководителя; ответы на вопросы.

4.5.4. Ход заседания государственной аттестационной комиссии про­токолируется. В протоколе фиксируются: итоговая оценка выпускной квалификационной работы, вопросы и особые мнения членов комис­сии.

Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответствен­ным секретарем и членами комиссии.

4.5.5. Студенты, выполнившие выпускную квалификационную рабо­ту, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту.

В этом случае государственная аттестационная комиссия может при­знать целесообразным повторную защиту студентом той же темы выпус­кной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы выпускной квалификационной работы и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год.

4.5.6. Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при за­щите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификаци­онной работы.

Хранение выпускных квалификационных работ

4.6.1. Выполненные студентами выпускные квалификационные рабо­ты хранятся в образовательном учреждении после их защиты не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении выпускных квалификационных работ решается организуемой по прика­зу руководителя образовательного учреждения комиссией, которая пред­ставляет предложения о списании выпускных квалификационных работ.

После защиты ВКР остается в образовательном учреждении в полном объеме для последующего использования в учебном процессе.

4.6.3. Списание выпускных квалификационных работ оформляется соответствующим актом.

4.6.4. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляю­щие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в каче­стве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения.

4.6.5. По запросу организации, учреждения, предприятия руководи­тель образовательного учреждения имеет право разрешить копирование выпускных квалификационных работ студентов. При наличии в выпуск­ной квалификационной работе изобретения или рационализаторского предложения разрешение на копирование выдается только после оформ­ления (в установленном порядке) заявки на авторские права студента.

4.6.6.

 

1   К специальностям педагогического профиля, которые реализуются как на базовом, так и на повышенном уровне среднего профессионального образова­ния, относятся специальности «0310 Музыкальное образование» и «0311 Изоб­разительное искусство и черчение».

Сроки проведения данной части экзамена определяются образовательным учреждением самостоятельно и могут предшествовать основному периоду прове­дения итоговой государственной аттестации.

 

maximios

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *