Пезешкаян Восточные истории и психотерапия

 

Peseschkian

PAPAGEI

Psychotherapie

Selbsthilfe

Fischer

Taschenbuch

Verlog

 

ПЕЗЕШКЯН

ТОРГОВЕЦ И ПОПУГАЙ

И ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Иллюстрировано примерами

из психотерапевтической практики

для воспитания и психологической самопомощи

Л.П.Галанза

Общая редакция доктора психологических наук

А.В.Брушлинского

и научного сотрудника А.З.Шапиро

Комментарии А.З.Шапиро

Москва

Издательская группа «Прогресс»

«Культура»

1992

 

 

Н.

1992. — 240 с.

­тельно бывает по-иному взглянуть на привычные и знакомые вещи.

­гресс», 1992

 

 

К читателю

 

­тельствами.

­терес.

­ном механизме.

­кусство вписывает «точку-точку-запятую с минусом», превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу»*.

­учишь его ловить рыбу, ты навсегда избавишь его от голода».

­заться в этом отношении весьма эффективными.

,

член-корреспондент Российской академии наук, директор Института психологии РАН

 

 

Кто познал самого себя и других,

ет: Восток и Запад

отныне неотделимы.

Гёте

Предисловие автора

 

­пряженной работы я этого заслужил». Для него это отдых.

­пешно ДОПОЛНЯТЬ, обогащай, друг друга.

 

­пада.

­рать сказки, мифы, притчи, афоризмы.

­рование со стороны врача могут причинить вред.

­татели смогут понять, как увлекательно бывает по-иному взглянуть на знакомые и привычные вещи.

 

­ние.

все то, что радует и освежает душу.

(По Саади*)

 

­певтической ситуации.

­личных заболеваний, психотерапевтических проблем и конфликтных ситуаций.

­ния историй в психотерапевтической практике и способствовали созданию этой книги.

­дагогической практике.

­работал их советы.

­стью и надежностью.

стали за это время специалистами в области психотерапевтического применения восточных историй.

, Висбаден, 1992

 

1

 

­ность говорить: «Ты тоже опрокинул бутыль с маслом и получил подзатыльник? Вот почему у тебя теперь нет волос!»

*)

 

Часть первая

Введение в теорию историй

 

Наберись смелости — сделай попытку

 

эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них.

­стью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать.

­венные силы и не боишься сделать попытку».

 

­ские условия.

­иции и фантазии.

­ставляет собой всего лишь намек.

 

Народная психотерапия Востока

 

­ны, последние, разумеется, под чадрой.

 

Тысяча и одна ночь

 

­ропейской или иной культуре.

­фликтам.

­ния в психотерапевтическом процессе.

 

Позитивная психотерапия

 

­ны в книге «Позитивная психотерапия: теория и практика нового метода». Здесь я ограничусь кратким обзором.

Позитивная психотерапия имеет три аспекта:

а) позитивный подход;

б) содержательный анализ конфликта;

в) пятиступенчатый процесс лечения.

 

Позитивный подход

­реосмысления симптомов и проблем.

­ют подобно спасительному прыжку зверя из клетки, помогающему ему вырваться из неволи и обрести свободу.

­рая нога».

.

­гии, предстает как норма добродетели.

­ми способностями, можно разделить на две группы:

­дежность и точность.

­ность, надежда, вера и стремление к единству.

­цию и фантазию.

­дыми для себя представлениями о ценностях.

­ским, сокращенно ДАО.

­зировать условия возникновения конфликта.

­циальные нормы — послушание, вежливость и аккуратность, то другие — те же самые нормы подвергают сомнению и знакомят читателя с непривычными, зачастую чуждыми, а иногда и неприемлемыми для него принципами.

­рии открывают доступ к фантазии пациента, и он учится мыслить в образах данной истории.

­ляют то, что происходит в следующей сценке.

­встречу молодому человеку и сердечно обнимает его. Бизнесмен вновь берется за газету, делает над собой усилие, чтобы дальше изучать курс на бирже, и ругается про себя: «Глупая коза!»

 

) Пятиступенчатый процесс лечения

­ским нарушениям, мы предлагаем следующий пятиступенчатый процесс лечения:

кого, из-за чего и когда вы рассердились или обиделись.

­шимися критике, имеют позитивные качества. Благодаря этому мы можем избежать слишком общих оценок.

­чества, которые сочетаются с отрицательными.

­ные навыки. Говорим как о положительных, так и об отрицательных свойствах характера и переживаниях.

­том, психологом для себя и своих близких.’

­рении.

­лась вполне приемлемой альтернативой другим традиционным формам терапии.

 

Психотерапия с учетом межкультурных отношений

 

Сад на крыше и два разных мира

 

­гу. Это вредно для здоровья».

­изнесла: «Сколь всемогущ Бог. На крыше один сад, а какой разный в нем климат».

­ность.

­повой ненависти.

­точного базара.

­пии.

 

Истории как средство психотерапии

 

Только часть правды

 

­хаммед ответил: «Каждый видит мир таким, каким он хочет его видеть. Зачем мне им обоим возражать. Один видит зло, другой — добро. Мог бы ты утверждать, что один из них сказал неправду, ведь люди как здесь, так и везде в мире одновременно и злые и добрые. Ни один из них не сказал мне ничего ложного, а всего лишь неполную правду».

 

­гам (общительность/традиция); отношение к интуиции, фантазии и к будущему.

­нюдь не исчерпывается их психологическим толкованием.

 

Функции историй

 

Истории можно разделить на две группы:

истории, которые утверждают существующие нормы;

­зыблемость существующих норм.

­рые мы назовем «функциями историй».

­нуть на собственные конфликты. Пациент уже не только жертва своей болезни, он может сам выработать определенное отношение к своим конфликтам и привычным возможностям их разрешения. Так история становится как бы тем зеркалом, которое отражает и отражение которого побуждает к размышлениям.

­фликтные ситуации.

­ступ к конфликтам пациента при условии, что они достаточно ясно поняты врачом.

­кую же фронтальную оборону.

­ме того, появляется возможность говорить с партнером в иной форме, чем обычно.

­должает оказывать свое действие на пациента и делает его более независимым от врача.

­ликтам.

историче

комплекс.

­туар понятий, принципов, ценностей и способов разрешения конфликтов.

­собствуют расширению горизонта и постановке новых целей.

­сти, повседневности.

­дительный пример из моей практики.

­рованы в группе.

­ческой коммуникации, предполагающей обмен концепциями.

Примером этого может служить следующий диалог из одной древнеперсидской истории.

­даться одурманивающими цветами женской любви».

­манен любовью, погружаться в сон, когда тебя сотрясают бурные фантазии».

­ременен долгами».

­формации.

­редственно, экспромтом, явилась ответом на вопрос пациента.

».

 

Угроза

 

­ла?» Тогда мулла ответил: «Что бы я сделал? Я купил бы себе другого осла. Но теперь ты скажи мне, разве это было бы разумно при моем тощем кошельке? »

­ние проблемы.

 

Руководство для читателя

 

­вения недоразумений.

­ля продолжить самостоятельно то, что начали мы.

­рованную форму отношений и воздействовать на фантазию и интуитивные побуждения.

 

Источники историй

 

­вестны на Западе, но чаще всего в виде острот или анекдотов. И никому не приходит в голову, почему собственно их рассказывают, почему над ними смеются или им удивляются.

 

Излюбленный персонаж восточных историй

 

­нятых социально-культурных норм отношений.

­сонажем народных историй.

­род.

­зывая его, я оберегаю самого себя от пугающих свойств моей собственной личности.

­ции или поведения.

 

Собственный опыт

 

­тя, воспитательница детского сада и т.п.)?

­да чувствовали?

Как Вы относитесь к сказкам и историям?

Какую историю, какой рассказ, какую сказку Вы можете вспомнить сразу?

Кто Ваш любимый автор?

Какие пословицы и афоризмы имеют для Вас самое важное значение?

­му содержанию, чем к самим историям.

Некоторые примеры толкования религиозных притч даются в первом разделе второй части.

 

 

Часть вторая

Применение историй на практике

 

Притчи

 

,

медь звенящая или кимвал звучащий.

Первое послание к Коринфянам, 13;1

 

Верь в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда

 

­шать слова пророка Мухаммеда. Один человек слушал особенно внимательно и благоговейно, истово молился и расстался с пророком только тогда, когда уже наступил вечер.

­листические средства, как в историях, баснях и мифах.

­щий рассказ об Али*, зяте Мухаммеда.

 

Любитель фиников

 

­сколько озадаченно мать спросила: «Великий мастер, почему ты этого не сказал вчера, зачем нам было еще раз пускаться в такой далекий путь?» «Добрая женщина, — ответил Али, — вчера я не мог бы убедительно сказать твоему сыну то, что я говорю ему сегодня, потому что вчера я сам наслаждался сладостью фиников!»

 

­та, святые отцы и папы римско-католической церкви — Нового завета. В исламе религиозное учение несли в народ имамы, а на более низкой ступени — муллы.

­лигиозной истины.

­зывают следующую историю.

 

Ученый и погонщик верблюдов

 

­ную каплю того знания, которое проповедник нес в своей голове.

­следний имам?»

­лает нам свои лучи. Господин, ответь мне: кто принимает на себя солнечные лучи и отражает их сияние? Твои драгоценные жемчужины, завернутые в бархат и запрятанные в ларец, будто в тюрьму, или мои бедные камни на краю дороги?»

 

­лизирования: «Ты не должен…» И здесь можно убедиться в том, что педагогические принципы хорошо сочетаются с религиозными.

­ведь или могущими нарушить предписания норм, действующих в их сообществе.

 

Правдивый вор

 

­вости.

 

Подходящая к случаю молитва

 

­щий раз возьми с собой в кухню поваренную книгу».

­мом.

 

Молитва фарисея и мытаря

Сказал (Иисус) также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

­тую часть из всего, что приобретаю».

­нику!»

­ющий себя возвысится.

14)

 

и.

 

Сучок и бревно

 

вынуть сучок из глаза брата твоего!

5)

 

­та или партнера.

­терапевтическому лечению и только потом уже лечить своих пациентов.

 

Глашатай солнца

 

­рип и не мог кукарекать, однако солнце сияло; ничто не могло повлиять на движение светила.

)

 

­тя бы частично приблизиться к неизвестному и непознанному.

 

Тень на солнечных часах

 

­дый пошел своим путем. А царство распалось.

растениями.

 

Воспитатель — тот же садовник

 

­ства в своем развитии.

)

 

описывает связь души и тела.

 

Связь души и тела

 

являются как никакая другая сила на свете. Каждая чистая просветленная и проникнутая святостью душа приобретает огромную силу и будет ликовать с бьющей через край радостью.

­ляется туман, начинает казаться, будто сила света уменьшается.

Вновь подумай о солнце, когда оно полностью скрывается за тучами! Хотя земля еще освещена светом, но его стало значительно меньше.

­це может засиять во всем своем великолепии. Есть ли тучи или их нет, для естественной силы света солнца это безразлично. Душа человека — это солнце, которое освещает его тело и питает его. Только так можно понять, что такое душа.

­ды достигают полной зрелости лишь после того, как их сорвали с дерева.

. Сбор колосьев, с. 103)

 

Иногда отчаяние дает нам шанс

 

­ние руки возлюбленной смогло бы ему помочь.

­ту, но, забыв об опасности, бросился вниз, в сад.

­давал свежие силы».

­телю сердца.

­дел конца, то стал жаловаться и плакать. Однако странствующие в садах познания видят уже конец в начале, мир в войне и приветливость в гневе.

­ду началом и концом, они не видят ни начала, ни конца.

. Семь долин, с. 20)

 

­речется от своего «Я» и завершит свой путь.

(Там же, с. 12)

 

Соломоново решение

 

­ром, то это был не мой сын, которого я родила».

­рили они так пред царем.

Подайте мне меч!» И принесли меч царю. И сказал царь: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой».

­дет ни мне, ни тебе, рубите».

­вое дитя и не умерщвляйте его; она его мать».

в нем, чтобы производить суд.

28)

 

нравственных заповедей.

­ки.

­терей бороться за ребенка, учитывая то, что каждая будет стараться привлечь его на свою сторону.

­сти, не учитывая блага того, из-за кого ведется спор?

Справедливость на том свете

 

­ли я приду к тебе на том свете и если мне что-нибудь понадобится, не забудь, что я был твоим соседом!»

­рыстного интереса.

Надежда, которую хочет пробудить в бедняке мулла, похожа на милостыню нищему, которую подают не для того, чтобы ему помочь, а скорее для того, чтобы заглушить чувство собственной вины и позаботиться о спасении своей души. Ведь мулла не дает бедняку ни куска хлеба, ни денег, чтобы тот мог утолить свой голод, вместо этого он говорит только слова, которые должны пробудить надежду.

 

Что отличает врача от пророка

 

­ветил Авиценна, — имей только терпение».

­лений, чтобы произнести утреннюю молитву, хвалу Всевышнему.

­бы стать пророком!»

­ным пророком.

 

Трудности, сомнения и надежды врачей

 

Чудо рубина

 

­них владельцев камня, в том числе и лекаря. И только лекарь смог разъяснить ему тайну рубина.

)

 

­верг в послеполуденное время (накануне святой пятницы) бедным предоставляется бесплатное лечение». Эту вывеску можно видеть и сегодня на многих домах врачей, придерживающихся старых традиций.

­хосоматическую медицину.

­сто того чтобы платить деньги за визит к врачу.

­щего кажущуюся несправедливость.

 

Разделенные заботы

 

­шина, нарушаемая лишь мерным дыханием супругов.

(Персидская история)

 

­ется неуплаченным. Но зато появляется чувство уверенности, что ты по крайней мере можешь постоять за себя и не предстанешь униженным перед кредитором, так как ему нисколько не лучше, чем тебе.

 

Волшебник

 

­шебник ли ты?»

(Персидская история)

 

­нимания ее значения в обществе.

 

Заветное желание

 

­вующим взглядом и воскликнул: «Только не это! Единственное, чего я хочу, так это чтобы двери потайного хода были заперты, и тогда женщины не смогут убежать от меня».

­тельного.

­стному пониманию действительности.

­нания.

­ной традиции.

 

Кому же верить?

 

жалению, я одолжил осла другому человеку». Растроганный до глубины души словами муллы крестьянин поблагодарил его:

­пому крику еще более глупого осла?»

­ли лечить и симптомы душевных болезней.

­ния медикаментов даже в тех случаях, когда они облегчают нестерпимые страдания пациента.

­ет право знать все о своей болезни и о смысле терапевтических мероприятий.

­сту-психотерапевту.

­мается как слабость. Есть немало пациентов и их родственников, которые хотели бы иметь врача, похожего на лекаря из следующей истории.

 

Лекарь знает все!

 

­лаком больного по голове и гневно закричала: «Замолчи! Лекарь лучше знает, жив ты или мертв!»

(Персидская история)

 

­дицины и психогигиены.

 

Необычное лечение

 

­но, что я смог ей помочь».

­ся правильным.

терапии.

 

Мудрость лекаря

 

­ления».

(По Саади)

 

­ведению можно научиться и соответственно в определенной терапевтической ситуации можно « разучиться ».

­чали три вида страха, которые они называли изначальным страхом.

Страх перед прошлым, причиной которого они считали различного рода несправедливость; лечили его прощением и покаянием, которых требовали от больного.

Второй вид изначального страха — это страх, который человек испытывает в настоящем. Он выражался в боязни одиночества; устранить его можно было, удалившись от мирской суеты и предавшись аскетизму.

Третий вид изначального страха — это страх перед будущим, который выражался в утрате смысла и цели жизни. Как лекарство от этого предлагались молитвы.

­но понятие уже в прошлом пережитые страхи. Им противопоставляется экзистенциальный страх перед будущим.

­кого свойства. Как правило, оно предполагает

­няют активную заботу о будущем.

 

Исцеление» халифа

 

­помощностью, и которых я стыжусь до глубины души».

Когда халифу прочитали это письмо, сердце его преисполнилось глубокой благодарностью, и он попросил врача вернуться, чтобы выразить ему свою признательность.

 

­нитого персидского врача, которому, между прочим, приписывают то, что он первым стал употреблять слово «психотерапия».

­рвали бы лечение, а Рази должен был бы уже опасаться за свою жизнь.

­рить больного прервать лечение, если в процессе этого лечения наступают кризисы или если оно происходит не так, как бы им хотелось.

 

Правильное лечение

 

­чинала терзать болезнь, он звал к себе лекаря и велел ставить тому клизму.

­тался жив.

(По Саади)

 

­венного повелителя он целиком находился в его власти; даже такие знаменитые врачи, как Авиценна или Рази, не были исключением и должны были бояться не только за жизнь своих пациентов, но и за свою собственную.

 

Кто сказал А, тот должен сказать и Б

 

­мять весь алфавит, а потом — учиться читать, писать, считать. Я ведь знал, почему мне нельзя говорить А».

 

­ний?

­терапию, семейную терапию и т.п.

 

Сорочка счастливого человека

 

­вым.

(Восточная история)

 

 

­дости жизни.

­ние этого человека обязывает его носить.

­правляется в общество снобов, чтобы открыть им глаза.

 

Голодный кафтан

 

­вает».

 

Сексуальность и супружеские отношения

 

Любопытные и слон

 

­ский, как лежанка.

)

 

­ской жизни наступил разлад».

­тики пациента.

­тыми и небрежно одетыми».

ансе рассказал ему историю «Любопытные и слон ».

­циента. Он часто говорил мне, что думает над ней, но лишь через несколько недель рассказал о результате своих размышлений.

­совали его в своем воображении.

­ния, видеть не только галстук собеседника, но и стараться понять, как ведет себя этот человек; воспринимать не только секс-одежду жены, но и видеть жену такой, как она есть.

­лось общих интересов.

­сация внимания на подчеркнуто-чувственной блестящей одежде отступили на задний план. Таким образом был расчищен путь для лечения основного нарушения, в котором фетишизм был только вершиной айсберга еще более сложной конфликтной ситуации.

 

История-напутствие

 

­чительную усталость.

­ялый двор.

 

­лые гири. Однако я уже в значительной степени распознал этот балласт и собираюсь сбросить его, как это сделал путник из истории, которую я прочитал в вашей книге».

 

О счастье иметь двух жен

 

­ше всего». Обе жены взглянули друг на друга, каждая уверенная в своей победе, и остались очень довольны.

(Персидская история)

 

Я стараюсь, насколько это возможно, избегать тех приемных, где нужно ждать».

­стояние его заметно ухудшалось.

­рованный рабочий день) и вынужден лежать в постели. Я начинаю мучительно размышлять, и неизменно передо мной возникает вопрос о смысле жизни. Я не хочу больше жить, я хочу умереть».

­нии он и пришел на прием к психотерапевту. Несмотря на то что он хотел получить помощь, настроен он был довольно пессимистично.

­гают, а сам я не вижу выхода».

­ний, я рассказал ему историю «О счастье иметь двух жен».

ставлял себе, как должно быть приятно, когда тебя балуют две жены».

­тал» фантазиями и мечтами. И наконец, мы коснулись вопроса о том, почему ему трудно принять решение оставить жену или другую женщину.

Эти беседы помогли пациенту внести порядок в его переживания и на основе этого принять самостоятельное решение. Как он мне сообщил, решение было в пользу жены и семьи, главным образом потому, что он считал невозможным «мирное сосуществование».

­лась психосоматическая симптоматика.

­него.

­шить супружескую верность, чем притворяться, лгать, живя в браке». Как говорила мне одна женщина: «Хоть я и нарушила супружескую верность, но еще до этого супружеская жизнь сломила меня».

 

Грязные гнезда

 

­чего не изменится. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».

­ным ».

­знакомил его с историей о грязных гнездах.

­лось бы знать, почему именно я должен нести ответственность за этот запах?»

­нием самостоятельной и вольной жизни. «По моим представлениям, профессия журналиста больше всего похожа на профессию циркового артиста, — объяснил он. — Я свободен в своей профессии и могу писать о том, что меня больше всего интересует».

Сеанс, который я провел, был единственным, так как пациент из-за своих командировок не мог регулярно посещать врача-психотерапевта.

­пекты.

­ты собственного «Я».

­гим партнером. Вильгельм Буш* так сказал по этому поводу: «Место хорошо, и время — ново, а старый плут тут как тут».

­ликтной ситуацией не что иное, как мнимые проблемы.

­шении покоев и инкрустациях в своем дворце. Но он не замечает того, что дворец его, начиная с фундамента, постепенно разрушается, а на стенах появляются трещины».

 

Два друга и четыре жены

 

­зывал о том, как это прекрасно жить с двумя женами?» Пристыженный друг признался: «Я чувствовал себя таким одиноким в этой мечети и захотел, чтобы рядом со мной был друг».

­сто приводит к серьезным трудностям, которые иногда нелегко разрешить.

­ность ».

 

это цветок

 

­ре кажется обоим партнерам.

Вот что о подобной ситуации рассказала мне сорокатрехлетняя пациентка.

­вала за ним?

­сто, где ему будет достаточно солнечного света».

­ни?»

­рение для растения».

­ла о том, что они с мужем замуровали себя в четырех стенах, а ведь если бы они куда-нибудь поехали во время отпуска, то это было бы чем-то вроде «пересадки» в другой цветочный горшок, а гости и друзья стали бы чем-то вроде новой земли. Они помогли бы устранить изоляцию и трудности общения друг с другом.

­ния с мужем предстали перед ней совсем в ином свете и не казались уже столь безнадежными. Супруги овладели ситуацией и могли отныне активно решать трудности, возникающие в их семейной жизни.

 

Сравнения хромают

 

­бов и один литр уксуса помогли ему».

­пожников, то плохо для портных».

 

­жи друг на друга. Все люди, хотя и имеют много общего, значительно отличаются друг от друга.

­налистка пожаловалась: «Должно быть, у меня что-то не в порядке с сексуальностью. Я думаю, что я фригидна…»

­ной».

­сти, но я думаю, что они ни в какое сравнение не идут с настоящим оргазмом моей подруги».

­раздо важнее жить в мире и согласии с мужем и радоваться тому, что мы нужны друг другу».

­торый для каждого был связан с этой темой.

 

Железо не всегда бывает твердым

 

­вить другое утверждение: «Подобное создает для нас покой. Противоречие пробуждает нашу активность» (Гёте).

­шиеся за многие годы предрассудки и оценки.

­чему именно теперь их можно решить; я уверен(а), мой партнер никогда не изменится».

­шение к мужу.

­чим».

­вать, нужно было сначала его раскалить. Эту задачу и предстояло выполнить пациентке за время психотерапевтического лечения.

­ность.

Муж — немец

муж

муж —

Это непонятый муж.

У него есть дело, у него есть долг,

У него есть место в верховном суде.

У него есть и жена — но этого он не знает.

Милое дитя…»

И вполне доволен собой.

Он — муж. И этого довольно.

Муж — немец

муж

муж —

Это непонятный муж.

Он не флиртует со своей женой. Довольно того,

что он покупает ей шляпку.

Она смотрит на него спящего сбоку, когда он

храпит.

Хотя бы чуть-чуть нежности — и все

было бы хорошо.

Он чиновник любви. Ему все можно.

Ведь он женился на ней — чего же еще нужно?

Человек не должен разъединять то,

что соединил Бог.

Он — муж. И этого довольно.

 

Пятьдесят лет вежливости

­ца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь».

­ниматься как обуза и порабощение.

­перь мне стало ясно, под каким гнетом я была в течение всех этих лет».

­нии, меня мучает мысль, что я прожила свою жизнь напрасно. Чего я достигла в жизни и что я вообще значу для своего сына? Ведь он почти не бывает у меня».

­ма я ничего не стою.

­ражена противоположная концепция.

 

Тайна зерна

 

было сначала принесено в жертву дереву, то не было бы ни ветвей, ни цветов, ни плодов.

)

 

­рицательной, противоречащей материнскому долгу, а шагом вперед на пути к собственным интересам и новым целям.

 

Воробей-павлин

 

­робьи и стали прыгать.

 

­му».

­ря изменению позиции, перемене правил игры. Эффект неожиданности привлек на его сторону тех, кто смеялся.

 

Причина для благодарности

 

­тому что только бы и делал, что ходил ко мне да рассчитывал на мои деньги. Вместо всего этого я тебе честно говорю, что не дам денег. Теперь ты можешь попытать счастья где-нибудь в другом месте. Так что будь мне благодарен!»

 

­против, пациента очень любили. Скорее всего, эти разногласия стали развиваться в нем самом.

­ния он таил в себе, не делясь ни с кем.

­го, что валилось на него со всех сторон и что он нес на себе подобно терпеливому ослику.

­меть посмотреть на себя со стороны. Тогда я спросил, какой у него главный жизненный принцип, его девиз. Не задумываясь, с полной убежденностью, он процитировал Саади:

Если тебе причинили горе, учись переносить его. Через самоотречение и прощение ты освободишься от вины.

­ния Саади:

Две вещи омрачают наш разум:

Порой мы молчим, когда нужно говорить,

И мы говорим, когда нужно молчать.

 

­ляться со взятыми на себя обязанностями. В конце нашей встречи я рассказал ему историю «Причина для благодарности» как руководство к действию.

что значит быть искренним.

*

­зультат лечения оказался довольно прочным.

Лучше я выскажусь, пока зол,

Чем промолчу и останусь в дураках.

(Персидская пословица)

 

Месть поддакивающего

 

Вы велели мне подарить ему одно павлинье яйцо. Но о том, что оно должно быть вареным или сырым, вы ничего не сказали…»

 

­циплина.

­знает никаких авторитетов, то и это поведение является реакцией на острый, часто связанный с жизненными обстоятельствами конфликт.

­зом.

­ацию во время первого психотерапевтического сеанса.

­ми, хотя это мне не приносит облегчения».

­ности», было, по его словам, то, что он просто переутомился, что нагрузка слишком велика для него и что он вообще непригоден для этой профессии.

отношению к нему.

­метр вперед».

­шей небрежности?» — спросил я.

­вым и, может быть, далее глупым. Но то, что я бунтую против его авторитета, едва ли доходит до него. Ведь я на все отвечаю «да» и «аминь», если даже это для меня невыносимо. Особенно меня злит то, что он дает распоряжения, вообще ни с чем не считаясь».

­ным и искренним.

 

Хороший пример

 

тся, я бросилась на него и обесчестила его, его родителей, его семью и его доброе имя!»

­защитная, в чужом городе.

­телей, от огорчений и лишних волнений».

­ченному отцу историю «Хороший пример».

­вторять: «Если я говорю, что вода течет в гору, то она и течет в гору».

­ное значение своей чрезмерной опеки и сумел правильно понять свою роль отца.

ром он написал мне, что постоянно размышляет об истории и затронутых в ней темах и что стал более строго и самокритично относиться к себе самому.

 

Шерстяная борода

 

­гого, а только из чистой шерсти».

 

­ся миром чувств и представлений ее мужа.

 

Скупость нередко обходится дороже

 

­вой. Тогда обвиняемый стал умолять: «Позволь мне лучше заплатить сто туманов». Так, желая сэкономить деньги и избавиться от ударов, он вынужден был испробовать все три наказания.

 

меня вот уже восемь лет. Я не могу позволить себе тратить столько денег на психотерапию…» Пациент высказал именно то, что очень важно для врача-психотерапевта: он заговорил о том, что ему мешает.

­лизовать его сопротивление, причиной которого была бережливость. Это и стало главной темой следующего сеанса.

­занной с конфликтами нормы поведения, как бережливость.

­статком времени он прикрывается как щитом.

­альная способность «время» была важнее, чем продолжение лечения.

­блематике, центром которой были актуальные способности — преуспевание в деятельности и время.

 

Тайна длинной бороды

 

­ди сюда опять, и я отвечу на твой вопрос».

­ние моей мудрости и моего почтенного возраста, стала мне чужой. Я не знаю, когда вновь с ней примирюсь».

 

­шенно ненормальным. Я не хочу так жить, но по-другому у меня ничего не получается».

­вязчивым состояниям. Поэтому я и рассказал ему историю про тайну длинной бороды.

ситуацию как бы со стороны, и благодаря этому управление машиной вновь стало для него обычным делом.

 

Господин своего слова

 

­рет, мне сорок лет».

­ликнул: «Как это так? Когда я спрашивал тебя двадцать лет тому назад, ты ответил мне то же самое. Здесь что-то не так!» Мулла вспылил: «Почему этого не может быть? Эка беда, что прошло двадцать лет? Тогда я сказал, что мне сорок лет, и сегодня я говорю то же самое. Я всегда был господином своего слова».

­симости от потребностей и нужд окружающего мира.

­мер из своей медицинской практики.

­но чувствителен к температурным изменениям окружающей среды.

­стичность нервной системы — оказывается не в состоянии выдержать эту нагрузку. Он не справляется с новой ситуацией и реагирует на нее состоянием тревоги, паникой, агрессией или органическими заболеваниями.

­шением сна.

­шийся за консультацией по поводу навязчивых состояний и приступов тревоги.

­ренние сомнения, разочарования, уныние.

­мнения и тревогу.

 

Слуга баклажанов

 

­шался со мной. А теперь, когда я говорю, что они отвратительны, ты опять поддакиваешь. Как это надо понимать?» «Господин! — сказал слуга, — я твой слуга, а не слуга баклажанов».

 

­тать его поведение беспринципным.

­справедливости шефа.

­рования, проанализировать его и посмотреть на него другими глазами.

 

Стеклянный саркофаг

 

­нии в самом большом зале дворца стеклянный саркофаг с ее телом. Свою кровать он поставил рядом, чтобы ни на минуту не расставаться с любимой. Находясь рядом с умершей женой, он обрел свое единственное утешение и покой.

­дать тело земле.

(Персидская история)

 

начала и до конца оно было одинаково трудным как для пациентки, так и для меня.

­ной ситуации.

­ней мере предотвратить ее начало.

­лось желание покончить жизнь самоубийством. Только сознание ответственности по отношению к моей старой матери удерживало меня до сих пор от этого шага».

­стоянии понимать доводы собеседника. На этой стадии прогноз психотерапевтического лечения казался неблагоприятным.

­ляла не сердиться на меня». После этого я дал прочитать ей следующую историю.

 

Про ворону и павлина

 

­образным, как раз больше всего и нравится во мне людям».

)

­ские реакции.

­шлом. Однако мне все еще очень трудно видеть теневые стороны характера мужа. Но все же я была не такая уже плохая».

­тке, соответствовал ее механизмам переработки конфликтов.

­ся сознанием вины, состояниями тревоги и внутренней борьбой против каких-либо перемен в жизни.

­го человека, то теперь под непосредственным впечатлением истории о стеклянном саркофаге она поняла, что перемена очень благотворна, поскольку помогает достигнуть чего-то нового.

 

Не Боги горшки обжигают

 

­лежания и упражнений».

 

­ка, наделенного особыми, выдающимися и ни для кого не достижимыми способностями. Он видит только результат, не понимая, что за ним стоит упорный труд.

­статочно времени и желания для достижения поставленной цели. Пример визиря убеждает нас в этом.

­кончили школу и могли учиться дальше. Всех их ставили Мне в пример; это был недосягаемый для меня идеал».

­вать рисовать углем.

побудил заниматься экспериментированием».

­явим упорство в достижении цели.

 

О, ты поистине всеведущ!

 

­шел до того, чтобы сказать несколько слов: «Будь уверен, — говорил шейх, — у тебя будет сын, а когда ему минет десять лет, он станет членом нашей общины».

­рок!»

)*

 

­ство их, которые мы воспринимаем через фильтр наших концепций и взглядов.

­вет, который якобы подтверждает правильность их взглядов.

 

Я такой же сильный, как и сорок лет назад

 

думаете, друзья, произошло? Я не мог поднять его. Вчера пришло мне в голову опять поднять шкаф. Я изо всех сил пробовал это сделать. Но опять мне это не удалось. Это ясно доказывает только одно: я такой же сильный, как и сорок лет тому назад».

 

­чувствие пациента, он уклонялся от ответа. И вот однажды, после нашего обычного ритуала, я рассказал ему историю «Я такой же сильный, как и сорок лет тому назад».

­ный результат: отныне пациент уже не отвечал на мой вопрос стереотипно — «по-прежнему, без изменений», — а пытался дифференцированно описать свое реальное самочувствие.

 

­бычный метод. Древнеперсидский поэт Низами* так описывает это исцеление.

 

Как Авиценна вылечил безумие царя

 

­стоящий скелет.

­но улучшалось, и благодаря заботливому уходу Авиценны он выздоровел.

­мие. Вот запись с ее слов.

., все равно не поверят, ни за что не поверят…»

­справедливость.

­нен, снова стала прокручиваться «программа справедливости».

­тории, окрашенной безумием.

­ший результат.

­нако, когда я рассказал ей историю «Мудрый судья», она увидела свои бредовые идеи как бы со стороны, смогла говорить о них и даже была в состоянии посмеяться над ними.

 

Мудрый судья

 

ково: ты должна поцеловать его тоже насильно, против его воли». И обратившись к судебному исполнителю, он приказал привести мужчину, чтобы тот получил свое наказание.

­сти.

 

Еще одна большая программа

 

­мышлению, высшей цели моих помыслов».

(По Саади)

 

­но серьезным.

­ента.

и непоследовательность, которые были так типичны для пациента.

­люции пациента в процессе лечения.

 

Золотые гвозди шатра

 

­вить все свои сокровища и даже отказаться от своей мантии?» Вельможа ответил медленно, но убежденно: «Мы вбили золотые гвозди в землю, а не в наше сердце!»

 

Истории для раздумий

 

­мен впечатлениями о прочитанном, беседы на эту тему — путь к самопознанию.

 

Две половины жизни

 

Тогда ты потерял всю свою жизнь: наша лодка того и гляди потонет».

 

Справедливая цена

 

­ре. Все великие несправедливости начинались с мелочей. Так что иди и купи соли по настоящей цене».

 

На всех не угодишь!

 

­сколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».

 

О разнице между городскими воротами и устами

 

­циях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу — закрыть рот своим подданным. И не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей!»

 

Розовое масло ассенизатора

 

­руг, смотрели, разинув рот, на это чудо. Лекарь же произнес спокойно: «Этот человек никогда не знал запаха розового масла. Его «розовое масло» сделано из другого вещества. Тот, кто не познал сути бытия, как может он понять, что такое суть бытия».

(По Саади)

 

Ворона и попугай

 

гой вороной на каменной ограде какого-нибудь сада и радоваться тому, что мы вместе».

(По Саади)

 

Знание дорогого стоит

 

­тер, — за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».

 

Что имеешь, то имеешь

 

­литву и так же тихо прошептал в ответ: «Если моя молитва и не будет услышана, то у меня по крайней мере останутся мои туфли!»

 

Узелок на память

 

­смеет уронить кувшин с водой. Какой толк был бы в том, если бы я ему дал пощечину после того, как он, не дай бог, разбил бы кувшин».

 

Не все за один раз

 

­начен для всех лошадей».

 

Награда за чистоплотность

 

все вокруг сияло чистотой. Тогда ему ничего не оставалось, как плюнуть жене в лицо.

 

О вечной жизни

 

­ству которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?» Старик взглянул на него и ответил: «Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды».

 

Распределение обязанностей

 

­бу вне дома».

 

Отсрочка

­изнес, а теперь решил повременить со второй частью и произнести ее через двадцать пять лет».

Мудрость мастера

 

­няшнего дня».

о Саади)

 

Теневая сторона солнца

 

­но, так великолепно, почему, однако, нельзя сказать, что мы всегда одинаково сильно любим его?» Ученый ответил: «Солнце светит каждый день. И только зимой, когда оно скрывается за тучами, мы начинаем его ценить».

 

Запоздалая месть

 

­нии, то взял камень в руку».

 

Удачная сделка

 

­ву. Но люди просто не хотели покупать. Кара за то, что клятва не выполнена, падет на них, на этих безбожных скупердяев!»

 

Знание людей в теории и на практике

 

­зительно! Какой контраст между речами этого человека и отвратительным выражением его лица».

­шлось слезть с лошади и отдать ее хозяину, а в придачу еще и седло со всей поклажей. Но и этого оказалось мало; тогда он снял с себя и отдал свой дорожный костюм. Пешком отправился он в путь. И долго еще можно было слышать его восторженные слова: «Слава богу, слава богу, что шесть лет моего учения не были напрасны!»

)

 

Три золотые фигуры

 

­ми. Все царство принимало участие в решении загадки, и каждый старался изо всех сил.

ретьей появилась из пупка. Подумав немного, молодой человек обратился к царю.

­риться, потому что он будет хранить твои слова в тайниках своей души?»

 

Цена жемчужины

 

­чал: «Найдись охотник, я не задумываясь отдал бы тебя за одно рисовое зернышко».

)

 

Вежливый мулла

 

­ими обязанностями и быть вежливым гостем?»

 

Протяни ты ему руку

 

­мочь. «Дай же мне руку!» — все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».

 

Идеальный верблюд

 

­люд, каким ему надлежало бы быть…»

 

Пророк и длинные ложки

 

сказал своему спутнику: «А вот это — рай!»

 

Небольшая разница

 

История, иллюстрирующая позитивный подход

­довал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать».

 

Литература

 

языке

.

, 1975.

, 1941.

, 1949.

, 1947.

first published in 1884.

, 1963.

, 1987.

, 1986.

, 1986.

, 1987.

Berlin Heidelberg New York (in preparation).

языке

, 1962.

, 1955.

, 1960.

1977.

, 1976.

). Teheran, 1958.

). Teheran, 1954.

, 1972.

, 1973.

, 1957.

). Teheran, 1953.

20:95 — 107, 1977.

, 1971.

, 1921.

Teheran, 1960.

, 1977.

, 1974.

, 1977.

, 1983.

, 1980.

). Teheran, 1953.

, 1973.

Heft 4, April, 1978.

). Teheran, 1958.

, 1969.

1974.

1972.

 

Комментарии

 

­хотерапии. Раскроем данные положения более подробно.

­шение к другим.

­ным переосмыслением ситуации, — культурное единство в многообразии.

­певтическое образование он получил на Западе (Швейцария, США, ФРГ), сохранив при этом глубокое знание восточной культуры.

 

­верной Африке.

227

К с. 15

» и «Диван*.

К с. 38

­хаммед-

К с. 43

­за, указывающее на привязанность сексуального влечения к собственному «Я» как к объекту.

К с. 45

­теля одного пола с ребенком.

К с. 5 4

­лается Гёте в своем «Западно-восточном диване».

, в своих стихах выступала защитницей достоинства и равноправия женщин.

К с. 56

­сударя, что, как полагают исследователи, не соответствовало действительности.

К с. 59

и шиитами (мусульмане Ирана в большинстве своем шииты), которые считали его первым имамом (последователем Мухаммеда).

К с. 61

­ствующее роли Иоанна Крестителя в христианстве.

К с. 64

­ную семью), осознание единства и относительного характера религиозной истины, признание того, что истинная религия находится в гармонии с рассудком и научным поиском.

.

и Главой Веры после своей кончины.

, который в приведенном выше смысле может считаться лишь предварительным.

К с. 68

. Зороастризму чужд аскетизм. Окончательно эта религия: сформировалась к 7 в. до н.э.

К с. 75

ига песни песней».

­ство», 1964, с. 235 — 334).

К с. 77

­надлежащая перу Авиценны, оказала большое влияние на развитие европейской медицины.

К с. 97

») — представлял собой первую медицинскую энциклопедию на арабском языке.

К с. 99

­бождению от напряжения на чисто сознательном уровне.

 

К с. 102

­ленную направленность терапевтическому процессу.

К с. 120

­ник. Свои стихи он сопровождал юмористическими циклами рисунков.

К с. 130

­сколько нам известно, не было.

К с. 161

­гочисленными афористическими высказываниями.

К с. 183

­ность сочетает с житейской мудростью.

К с. 186

(800 — 900 гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

maximios

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *