Передача отдельных государственных полномочий

Законами субъектов Российской Федерации могут передаваться полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, если это не противоречит федеральным законам.

Федеральными законами могут передаваться полномочия Российской Федерации по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Отдельные государственные полномочия могут предаваться только законом – это принципиальное положение Конституции Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2000 №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»1 указано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем — федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Отдельные государственные полномочия, передаются не муниципальным образованиям в целом, а конкретным органам местного самоуправления.

По общему правилу, отдельные государственные полномочия могут передаваться только органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Однако, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены случаи, когда допускается передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления поселений.

Передача отдельных государственных полномочий осуществляется без согласия органов местного самоуправления. Впрочем, пункт 6 статьи 4 Европейской Хартии местного самоуправления содержит норму, согласно которой в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, необходимо консультироваться с этими органами, насколько это возможно, делая это заблаговременно и в соответствующей форме.

Таким образом, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо по крайней мере предоставить данным органам донести до законодателя свое мнение.

Отдельные государственные полномочия передаются на определенный срок, либо на неограниченный срок.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

— вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

— перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

— способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

— перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

— порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

— порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

— условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Наличие федерального закона или закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями сам по себе не порождает обязанность по их осуществлению.

Ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации необходимо предусматривать предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Если субвенции предусмотрены, федеральный закон о федеральном бюджете и закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации вводит в действие положения соответствующих законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Загрузка…

Таким образом, действие законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно ежегодно подтверждаться федеральным законом о федеральном бюджете и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *